|
— (от древнегреч.
oide
— песнь) — древнейший жанр
европейской поэзии. В Древней Греции
одами первоначально называли хоровые
песни на разные темы,
сопровождавшиеся музыкой и танцами.
Постепенно, сначала в античной
поэзии, а потом и в творчестве
европейских поэтов-классицистов, ода
стала одним из самых
распространенных и строгих с точки
зрения содержания и формы жанров
«высокой», торжественной лирики.
Прославленными одописцами древности
были Пиндар и Гораций, воспевшие
богов и героев.
Жанр оды в России появился в
XVIII
в., в эпоху классицизма. Авторами
первых русских од были
В.К.Тредиаковский и
М.В.Ломоносов. Классицисты
считали оду важнейшим жанром лирики,
способным прославить «первое лицо» в
государстве — монарха, а также
выдающихся «сынов отечества» —
царских вельмож и полководцев. В
одах поэты выражали свой
патриотический восторг и
религиозно-философское
воодушевление.
Подлинного расцвета и классической
завершенности жанр оды достиг в
творчестве
Г.Р.Державина, именно его
произведения повлияли на раннее
творчество
А.С.Пушкина и других поэтов
начала
XIX
в. Автор знаменитой
социально-философской оды
«Вольность» —
А.Н.Радищев.
Классицистическая ода была
торжественным, ораторским жанром, в
котором сильные эмоции соединялись с
рассудительностью, «пиитический»
восторг — с холодной логикой.
Важнейший содержательный признак оды
— «высокий» предмет (монарх,
полководец, событие государственной
важности, общественная добродетель,
религиозная мораль). Формальные
особенности жанра требовали
использования четырехстопного ямба и
строфы, состоявшей из десяти
стихотворных строк с делением на три
части: первая часть состояла из
четырех строк, вторая и третья — из
трех строк. Все десять стихов в
одической строфе объединялись
строгой системой рифмовки:
abab
ccd eed.
Важная сторона формы оды —
композиция, придававшая
стихотворению стройность, смысловую
завершенность и убедительность. Как
правило, ода начиналась вступлением
(одна или две строфы), в котором
поэт говорил о предмете, послужившем
источником его поэтических
восторгов. В первых строфах могло
быть и обращение к музе. Затем
следовала центральная, большая по
объему и наиболее важная в
содержательном отношении часть оды.
Завершалось стихотворение
заключительной морализаторской
строфой-выводом. В ней поэт
высказывал обобщающее суждение,
нередко имевшее прямое отношение к
«герою» оды.
Патетика оды требовала особого
стиля. Он достигался использованием
высокой, книжной лексики, прежде
всего архаизмов, метонимических
перифраз, аллегорий. Огромную роль
играли интонационно-синтаксические
средства: восклицания и риторические
вопросы, инверсии, необычные
синтаксические конструкции.
Жанровые каноны оды смело нарушал
уже
Державин. Оды поэтов
XIX
и
XX
вв. (К.Ф.Рылеева,
В.Я.Брюсова,
В.В.Маяковского) не
соответствуют строгой схеме
классицистов. Не придерживался ее и
Пушкин, автор «Вольности».
Традиции оды — содержательные и
стилистические — оживали в
произведениях поэтов, писавших на
гражданские темы. Жанр оды, который
прочно связан с поэзией классицизма,
развивал древние традиции «высокой»
поэтической речи, близкой к риторике
— искусству прямого, открытого
воздействия на разум, и чувства
слушателей. |