Валерий
Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года
в купеческой семье. Дед со стороны отца -
купец из бывших крепостных,
а дед со стороны матери поэт - самоучка А.
Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и
естественными науками.
В
частную гимназию Ф. И. Креймана Брюсов был
принят сразу во II класс. На втором году
обучения вместе с одноклассником В. К.
Станюковичем он издает рукописный
гимназический журнал "Начало", через
который впервые осознает себя "литератором".
В
1889 г. он выпускает рукописный "Листок V
класса", в котором обличает
гимназические порядки. Из-за этой статьи у
Брюсова обостряются отношения с
администрацией, вследствие чего ему
приходится перейти в гимназию Л. И.
Поливанова. В это же время Брюсов
переживает ряд первых юношеских увлечений,
особенно сильный след в его душе оставила
любовная связь со скоропостижно
скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой (Красковой),
которой он посвятил множество
стихотворений и последние главы (под именем
героини Нины) повести "Моя юность".
В
1893—1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом
факультете Московского университета.
Помимо классической филологии он изучает
Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О.
Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на
семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в
университете приходится первый начальный
период осознанного литературного
творчества Брюсова.
В
1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших
выпуска сборника "Русские символисты",
в которых дает образцы "новой поэзии".
Это был первый коллективный манифест
русского модернизма в России. Реакция на
сборники была скандальной и оглушительной.
В
1895-1986 году Брюсов издает первый авторский
сборник стихов "Шедевры",
состоящий из двух изданий. Броское название,
вызывающее содержание и далекое от
скромности предисловие, обращенное к "вечности
и искусству", вызвали дружное неприятие
критики.
В
период с 1895 по 1899 год он сближается с
известными писателями - символистами: К. К.
Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д.
С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским.
На "субботах" Георга Бахмана, а затем и
на собственных "средах" Брюсов
начинает регулярно встречаться с
московскими модернистами.
В
1897 г. впервые выезжает за границу, в
Германию. В этом же году женится на Иоанне
Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни
и помощницей в литературных делах.
С
1900 по 1903 г. Брюсов — секретарь редакции "Архива".
Он публикует здесь ряд статей, в том числе
"О собрании сочинений Ф. И. Тютчева"
(1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни"
(1903).
Осенью
1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит
третья книга лирики Брюсова "Третья
стража. Книга новых стихотворений.
1897-1900", открывающая второй зрелый период
творчества писателя.
В
марте 1903 г. Брюсов выступает с программной
лекцией об искусстве "Ключи тайн",
воспринятой в качестве манифеста новейшего
русского символизма.
С
конца 1902 г. поэт некоторое время состоит
секретарем в журнале "Новый путь",
публикует стихи, статьи, заметки, а также
ведет рубрику "Политическое обозрение".
В это же время он входит в состав комиссии
Московского литературно-художественного
кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции.
Сборник
"Венок. Стихи 1903-1905 гг.", стал первым
по-настоящему крупным успехом поэта. В него
наряду с историко-мифологическими сюжетами
и лирикой интимного плана, Брюсов включил
стихи на злободневную тему войны и
революции. С фантастическим упоением, как
на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на
войну и революцию.
К
1909 году Брюсов становится признанным
мастером "мужественной",
аполлонической лирики.
В
1904—1908 гг. Брюсов является организатором,
бессменным руководителем и ведущим автором
главного журнала русских символистов "Весы".
После закрытия "Весов" (1909), с сентября
1910 г. в течение двух лет Брюсов становится
заведующим литературно-критическим
отделом журнала "Русская мысль".
В
первую мировую войну Брюсов в качестве
корреспондента много месяцев провел на
театре военных действий. Вначале эта война
казалась поэту последней ("Последняя
война", 1914), способной преобразить в
лучшую сторону человеческую жизнь. Однако
через два с половиной года, мнение о ней
Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц",
1917). Разочаровываясь в исходе войны и
политике, Брюсов все глубже уходит в
литературу и научную работу. Он обращается
к переводам армянской, финской и латышской
поэзии.
В
1923 г., в год 50-летия поэта, правительство
Армении присвоило Брюсову почетное звание
народного поэта Армении.
Разочарование
в победном исходе войны после
непродолжительных колебаний подготовило
Брюсова к принятию Октябрьской революции. В
1920 г. он вступает в Коммунистическую партию,
работает в Наркомпросе, возглавляет
президиум Всероссийского союза поэтов,
читает разнообразные лекционные курсы,
организует (1921) и руководит Высшим
литературно-художественным институтом.
Послеоктябрьские,
преимущественно революционные сборники
стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали",
1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний,
завершающий период творчества мастера.
Умер
поэт в Москве 9 октября 1924 года, похоронен на
Новодевичьем кладбище.
Литературно-критические
статьи В.Брюсова
Стихотворения В.Брюсова
|