Родился 14
июля 1743 года в Казани или в одной из ближних
деревушек, принадлежавших отцу. Если верить
"Запискам", то первое слово, которое он
произнес, когда ему исполнился всего лишь
год, было: "Бог!". Державина
учили ссыльный каторжник из немцев Иосиф
Розе, невежественный и жестокий, затем
гарнизонный "школьник" Лебедев и
артиллерии штык-юнкер Полетаев... Державин
был понятлив, умел с четырех лет читать по-русски
и по-церковно-славянски, от Розе выучился
немецкому языку, хорошо рисовал, неплохо
чертил. Отец Державина, Роман Николаевич,
бедный дворянин, вынужденный служить
офицером невысокого чина, пытался
определить сына в высшее дворянское
учебное заведение - Петербургский
шляхетный корпус, но не хватило денег. А в 1754
году отец умер. Мать устроила Гаврилу и его
брата в Казанскую гимназию. Он и здесь
учился очень хорошо и получил от тамошнего
отнюдь не блестящего образования больше,
чем оно могло дать: директор гимназии
Веревкин заметил способного студента и
взял его в экспедицию по раскопкам и
описанию развалин древнего города Болгары
с целью "сыскать там каких только можно
древностей". План и виды ханского дворца,
каланчи с подземными ходами, списки с
надписей гробниц, археологические находки...
- все это нужно было вычертить, нарисовать и
описать. Может быть, такая интересная
работа и стала первым литературным трудом
будущего автора "Фелицы". Но кончить
гимназию не пришлось: Державина призвали на
военную службу. И не офицером, как принято
среди дворян, а простым рядовым.
Державин
служил в Преображенском гвардейском полку.
Приходилось выполнять всякую работу вместе
с обычными солдатами, жить в казарме, писать
за малограмотных сослуживцев письма домой
особым языком, на солдатский манер. Первые
его стихи, сатирические куплеты, сочиненные
без всяких правил, имели успех, их еще долго
распевали в гвардейских полках. Спустя
десять лето после начала солдатской службы,
уже получив первый офицерский чин, Державин
осуществляет решительный поворот в своей
карьере: по своему желанию участвует в
подавлении пугачевского восстания. Потом
служба в сенате, назначение губернатором в
Петрозаводск, переход на губернаторство в
Тамбов, после небольшой вынужденной
передышки назначение личным секретарем
Екатерины II, затем, уже при Павле, самые
разные должности в сенате и Совете при
высочайшем дворе, наконец, при Александре I,
Державин - министр юстиции. И вдруг в 1803 году,
опять-таки по своему желанию, уходит в
отставку... К тому времени поэт уже твердо
знал, что слово - главное его дело.
Сочинение
стихов помогало Державину часто. Порою и
мешало... Так, из-за сатирических куплетов,.
видимо, задевавших самолюбие начальства,
имя юного гвардейца несколько раз
вычеркивали из списков представленных к
офицерскому званию. Позднее, когда
Екатерина прочла в рукописи стихотворение
"Властителям и судиям", Державина
могли ожидать большие неприятности по
обвинению в том, что он пишет "якобинские
стихи". Да и первую прославившую его оду
"Фелица" (1782) друзья не советовали
автору не то что печатать, а даже показывать
кому-либо. Но Екатерина, прочитав оду и "узнав"
в Фелице себя, наградила Державина подарком
- осыпанной бриллиантами табакеркой с
червонцами. Ода была напечатана, а Державин
стал знаменит.
Чтобы понять
Державина, поэта и человека, нужно без конца
перечитывать его оду "Бог". Он писал ее
с 1780 по 1784 год. К тому времени он был уже
известным поэтом, автором таких шедевров,
как "На смерть князя Мещерского", "На
рождение в Севере порфирородного отрока",
"Ключ", "Кружка", "Фелица".
Прожитая жизнь и многолетний опыт
творчества (Державину в тот момент был 41 год)
послужили ему достаточной опорой для
создания своей лучшей религиозной и
философской оды, которая стала и его
поэтическим манифестом.
Затем
Державин пишет такие замечательные стихи
как "На смерть князя Мещерского" (1779),
"К первому соседу" (1780), "Водопад"
(1794), "Венец бессмертия" (1798) и его
продолжение - "Русские девушки" (1799).
Оглядываясь на свое творчество, Державин
написал "Рассуждение о лирической поэзии,
или об оде" (1807-1816). В 1812 году Державин
создал стихотворную сказку "Царь-девица",
целиком построенную на образах русского
фольклора.
Уйдя в
отставку, Державин принимается за новые,
итоговые издания своих сочинений ("Анакреонтические
песни" в 1804 году; "Сочинения Державина",
в 4 томах, 1808; в 1816 году - дополнительный
пятый том, каждый экземпляр которого
Державин собственноручно подписал),
диктует к ним подробные "Объяснения" (которые
нужно читать вместе со стихами как некую
часть державинского текста), спешит
закончить автобиографические "Записки",
тоже являющиеся как бы комментарием, без
которого трудно понять характер Державина-человека,
почти полностью завершает "Рассуждение о
лирической поэзии, или об оде", где
излагает не только свою теорию, но и историю
мировой лирики. находит в ней место и для
себя, в сущности, объясняет читателю свой
творческий метод и стиль. Державин теперь
не царев служащий, а независимый поэт, и он
делает все, чтобы читатели и другие
писатели его знали и понимали.
За Державина
в начале века шла борьба. Порою он сам
подавал этому повод. В 1811 году в
петербургском доме поэта на Фонтанке
собралось на свое первое заседание
общество патриотов-консерваторов в
политике и литературе, возглавленное
адмиралом Шишковым, - "Беседа
любителей российского слова",
отстаивавшее неоклассицизм. Как член "Беседы"
Державин обсуждал на заседаниях этого
общества свои поэтические и теоретические
труды, прежде всего "Рассуждение о
лирической поэзии". "Беседчики"
считали Державина своим, но он разошелся с
ними по многим вопросам, а "Рассуждение"
так и не было до конца напечатано. Державин
внимательно присматривался к
сентиментально-романтическому направлению
в литературе начала века. С Карамзиным
он всегда оставался в дружеских отношениях.
В.А.Жуковскому
в одном из четверостиший даже хотел
завещать свою "ветху лиру". Всем
известно, как он оценил стихи отрока А.Пушкина
на царскосельском экзамене в 1815 году. И все
же значение Державина в поэзии начала века
долго не было понято.
А между тем
его литературная позиция выражена в лучших
стихах последних лет. Кроме "Анакреонтических
песен", именно в 1800 - 1810-е годы явились
такие шедевры, как "Снегирь", "Лебедь",
"Аристипова баня", "Царь-девица" и
последнее знаменитое восьмистишие-акростих,
записанное автором за несколько дней до
смерти на грифельной доске, - "Река времен".
Также поэт написал идиллию "Евгению.
Жизнь Званская" (1807). Она, без сомнения,
одно из самых лучших, если не лучшее
создание Державина - его "золотое
завещание" "золотому веку" нашей
литературы.
Слава его в это время
была велика. В журналах начала века иногда попадаются гравюры с изображением
Званки, имения Державина на берегу Волхова, где он проводил летние месяцы, где и
умер в ночь с 20 на 21 июля 1816 года.
Стихотворения Г.Державина
|