Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. Как и большинство
его сверстников, начальное образование он получил в домашних условиях - сначала
в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили
профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г. Радищев в
возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.
Двадцать восьмого июня 1762 года в результате дворцового переворота на престол
вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица
публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и
противопоставила низложенному царю себя - просвещенную государыню. Тем самым
Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию,
отличную от государств с деспотическим строем.
О
первых программных манифестах Екатерины (указы от 1760-х гг. окончательно лишили
крепостных крестьян всяких юридических прав) Радищев узнал из печати. О
дальнейшей деятельности императрицы и правительства, о жизни двора он мог судить
по собственным впечатлениям: во время торжеств в Москве, связанных с коронацией
Екатерины II, Радищев 25 ноября 1762 года был "пожалован в пажи", зачислен в
Пажеский корпус. Главная цель создания этого учебного
заведения заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели
возможность получать образование и воспитание.
За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев приобрел основы разнообразных
знаний. Здесь он сблизился с А.М.Кутузовым,
А.К.Рубановским, П.И.Челищевым, С.Н.Яновым, познакомился с Д.И.Фонвизиным, брат
которого был товарищем Радищева по корпусу. Здесь приобщился к просветительской
философии и литературе, знакомство с которыми в эту эпоху было своего рода
признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность
наблюдать постоянную борьбу между придворными группировками, между отдельными
лицами за возможно более высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на
императрицу.
Круг жизненных наблюдений Радищева в годы пребывания в Пажеском корпусе не
ограничивался дворцовыми впечатлениями. Бывая вне службы на Васильевском
острове, где находился его дом, он имел возможность знакомиться с бытовым
укладом и представителями самых разных слоев населения столицы - вельможами,
купцами, ремесленниками, учеными. Видел он и "бурлаков" - крестьян, приходивших
из деревень на заработки в Петербург, наблюдал жизнь крепостных селений, ездил в
Онстапель - имение В.К.Рубановского.
В
числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий
языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для
получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде
всего на пажах. В конце сентября 1766 года Радищев вместе с друзьями отправился
в Лейпцигский университет.
За годы пребывания в Лейпциге (1767-1771 гг.) помимо юридических наук Радищев
занимался естествознанием, химией, медициной. особую роль в формировании его
воззрения сыграли сочинения французских философов-просветителей - Вольтера,
Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого "об
уме", по словам Радищева, он и его товарищи "мыслить научилися".
По возвращении в Россию в 1771 году Радищев был назначен протоколистом в Сенат -
высшее административное учреждение страны, "хранилище законов", по определению
Екатерины. Но роль пассивного регистратора в этом "хранилище" Радищева
привлекала мало, и в 1773 году он перешел на должность обер-аудитора
(юридического советника) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени
относится начало литературной деятельности Радищева. В 1772 году в журнале
"живописец" был анонимно опубликован "Отрывок путешествия в *** И*** Т***".
Автором произведения, имевшего ярко выраженный антикрепостнический характер, был
Александр Радищев.
В
1775 году Радищев выходит в отставку по семейным обстоятельствам - женитьбе на
Анне Васильевне Рубановской. Пробыв в отставке 2 года, Радищев в 1777 году вновь
вернулся на службу, на этот раз - в Коммерц-коллегию. С 1780 года он - помощник
управляющего, с 1790-го - управляющий крупнейшей в России Петербургской
таможней; одновременно Радищев принимал участие в деятельности Комиссии о
коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления.
А
вне службы этот видный чиновник чрезвычайно много занимается философией,
историей, юриспруденцией и другими науками, но особенно - литературой.
Просветительские воззрения Радищева на исторический процесс обусловили огромный
интерес его к проблемам воспитания, а в результате разработки этих проблем в
различных аспектах Радищев явился основоположником русской революционной
педагогики, этики и эстетики. В решении проблем общественного развития,
объяснении причин исторического процесса Радищев, как и другие
философы-просветители, был идеалистом. Полагая, что "мнения правят миром",
особую роль в истории он придавал слову - прежде всего революционному слову - и
личности. Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода
"Вольность" - первое произведение русской революционной поэзии, в основе
которого лежат общепросветительские теории естественного равенства людей,
естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в
революционном духе.
С
середины 80-х годов Радищев работал над итоговым своим произведением -
"Путешествием из Петербурга в Москву", в которое ввел ряд сочинений, написанных
ранее ("Творение мира", "Вольность", "Слово о Ломоносове" и др.). Завершив
первую редакцию произведения в середине 1788 г., Радищев дополнял и расширял
книгу до апреля 1790 года. Приобретя печатный станок, он завел домовую
типографию, в которой напечатал в начале 1790 года "Письмо к другу...", а в
конце мая - "Путешествие".
Уже через три недели после появления книги в продаже она попала в руки полиции,
а затем и Екатерины II. Началось следствие. Им фактически руководила сама
императрица, по словам которой Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева". 30 июня 1790
года писатель был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил
его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и
ссылкой в Илимский острог в Сибирь.
При Павле I, в 1797 году, Радищев был переведен в ссылку под надзором полиции в
одно из имений отца - село Немцово Калужской губернии. Ни следствие, ни суд, ни
ссылка не сломили писателя. Вскоре по прибытии в Илимск он начал работу над
своим крупнейшим философским сочинением - трактатом "О человеке, о его
смертности и бессмертии". В годы ссылки Радищев создал ряд экономических и
исторических трудов, поэтических произведений, начал писать статью "Памятник
дактилохореическому витязю", заложившую основы научного стиховедения в России.
После воцарения Александра I Радищев был "прощен" и определен на службу в
Комиссию составления законов. В юридических работах и законодательных проектах
1801-1802 гг. Радищев проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного
права, сословных привилегий и т.д. Возникла угроза новой ссылки, и
писатель-революционер, реализуя просветительскую идею о праве человека на
самоубийство как форме протеста, отравился. Скончался он в ночь с 11 на 12
сентября 1802 года. |