|
Еще одним изданием масонской ориентации следует
считать журнал «Вечерняя заря». Это ежемесячное
издание, выходившее в течение 1782 г. в Москве,
хронологически продолжало предыдущие ("Утренний
свет", "Московское
ежемесячное издание"),
но по своей идейной направленности существенно
отличалась от них.
Установка на самопознание как единственный путь
нравственного совершенствования человека
сохранялась. Но признание науки и знания в
качестве источников этого совершенствования
сменяется здесь откровенным уходом в мир
теософии и голого морализирования. Преобладание
чисто вероучительной проблематики, воинствующее
неприятие идей просветительских философов,
пропагандирована мистических «таинств
египетского богословия» характеризуют
содержательный пафос «Вечерней зари». Как
явствовало из подзаголовка, журнал должен был
заключать в себе «лучшие места из древних и
новейших писателей, открывающие человеку путь к
познанию Бога, самого себя и своих должностей,
которые представлены как в нравоучениях, так и в
примерах оных». Этим объяснялось разнообразие
материалов, представленных в журнале: и стихи, и
прозаические повести, и анекдоты, и даже
исторические исследования, как, например,
опубликованная в
I
части за февраль статья «О начале и
происхождении казаков Малороссийских,
Запорожских, слободских, Донских и их
переменах». Но преобладающий массив материалов
составляли морализирующие богословские
«рассуждения», парафразы молитв и псалмов и
переводы полумистических статей, раскрывавших
египетское учение о душе: «о пути, ведущем к
назначению всея духовныя цепи», «о смерти и
воскресении духовном» и т. д.
Существует мнение, что данное издание в идейном
отношении противостоит предыдущим двум журналам
Новикова
и ни в коей мере не отражает его убеждений. В
целом данная точка зрения справедлива. Но говоря
о Новикове-журналисте в 1780-е годы, необходимо
учитывать одно обстоятельство. Следует различать
две стороны заслуг Новикова в процессе развития
журналистики этих лет: организаторскую,
как руководителя типографии Московского
университета и инициатора разнообразных
журнальных предприятий, и идейную,
касающуюся непосредственного участия его в
рассматриваемых изданиях и влияния на их
содержательную направленность.
Если говорить об организации журнального дела в
России 1770 - 1780-х годов, особенно в Москве,
то роль Новикова в этом трудно переоценить.
Очень часто, как это было, например, при
организации детского журнала или
критико-библиографического издания, он привлекал
к участию в них деятельных сотрудников. Начав
проект, он затем поручал продолжать начатое
другим. Так он предопределил будущую журнальную
деятельность
Н.М.
Карамзина, открыл незаурядные способности
будущих издателей в лице А.Ф. Лабзина и П.
Сохацкого. Что же касается личного участия
Новикова в изданиях 1780-х годов, то оно не было
столь значительным. Это относится и к масонским
журналам. В качестве непосредственного
сотрудника он выступал лишь на раннем этапе их
становления и, скорее, как идейный вдохновитель.
По мере налаженности самого процесса к
руководству подобными изданиями приходили другие
лица. Так обстояло дело и с
«Вечерней зарей»,
руководителем и своего рода редактором которой
был, по-видимому, профессор Московского
университета, один из лидеров розенкрейцеров
И.Г. Шварц. Участниками журнала в качестве
переводчиков были привлечены слушатели его
лекций, студенты университета: М.И. Антонский,
А.Ф. Лабзин, Л.Я. Давыдовский, Л.М. Максимович,
А.Ф. Малиновский, И.П. Тургенев, П.А. Пельский,
Ф.А. Тимонович и др. Помимо них в журнале
сотрудничали авторы, уже зарекомендовавшие себя
в литературе: Ф. Ключарев, П.А. Озеров, М. и А.
Антонские, Ф. Поспелов, П. Икосов, И. Софонович,
П. Сохацкий. Показательно, что ни Кутузов, ни
Херасков,
ни Муравьев, не говоря уже о
Державине или
Княжнине,
участия в этом издании не принимали.
Преобладание на страницах журнала чисто
философских материалов, несомненно, отражало
масонскую установку на раскрытие значения
устремленности к Богу как решающего условия
нравственного самосовершенствования. Таково
было, например, «Рассуждение о бессмертии души»,
открывавшее первый январский номер журнала и
заключавшее в себе полемику с деизмом, или
«Рассуждение о бытии Бога, выведенное из
рассматривания природы», или «Философическое
рассуждение о Троице в человеке, или Опыт
доказательства, подчеркнутый из разума и
Откровения, что человек состоит из тела, из души
и духа». Показательна в этом отношении статья
«Рассуждение о том, что может ли чрезвычайное
божеское в вере (религии) наставление и
откровение согласоваться с премудростью Божией»,
содержавшая яростную полемику с идеями Ж.-Ж.
Руссо и П.А. Гольбаха: «Неужели и мы, —
восклицает автор «Рассуждения», — должны столь
же дерзостно, как и сочинитель "Системы природы"
(Systeme
de la nature),
сказать, что Бог, провидение, вера и будущая
жизнь не что иное, как пустые предрассуждения,
которые человечество само собою отвергло бы,
если бы оно посмотрело философическим взглядом
на целую связь природы». Аналогичного рода идеи
заключало в себе и переведенное с французского
языка сочинение Ж. Сорена «Слово о вольнодумцах
и неверующих».
В полном соответствии с подчеркнутым
индифферентизмом издателей к постановке
общественных вопросов в тех редких случаях,
когда в журнале помещались материалы,
затрагивающие политическую проблематику,
освещение давалось с открыто охранительных
позиций. Примечателен в этом отношении
помещенный в июльском номере диалог «Аристид,
рассуждающий о политических делах». В ответ на
вопросы своего собеседника Клисфена: «Государь
не может ли во зло употреблять свою власть? Что
же тогда делать?» — Аристид отвечает:
«Покориться и лить слезы; слезы тогда становятся
свидетельством и всегдашними упреками на его
забвение. Каков бы подданный ни был, он всегда
есть токмо тень могущества. Когда уже учинена
присяга и дана верность, в какой бы ты степени
ни приближался к трону, прикосновение к оному
есть осквернение. Возмутитель есть вероломец,
стыд государя и ужас государства». И, как бы
завершая ответ, Аристид подводил итог: «Нет
ничего священнее государя, ничего нет мерзостнее
бунтовщика».
Единственный случай помещения на страницах
журнала материала, имевшего критическую
направленность, связан с публикацией в
сентябрьском номере стихотворной сатиры П.А.
Озерова «Наставление молодому Суетону,
вступающему в свет». В сатире явно выражена
настороженность по отношению к
материалистическим постулатам просветительской
философии, в которой автор видит один из главных
источников упадка нравов дворянской молодежи
своего времени, что также свидетельствовало о
масонских симпатиях Озерова. В целом по своей
популярности «Вечерняя заря» значительно
уступала «Утреннему
свету». В декабре 1782 г. издание было
прекращено.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|