Яков Борисович Княжнин
родился 3 (14) октября 1742 г. в семье псковского вице-губернатора. Учился в Петербурге, в гимназии при Академии наук, служил в иностранной коллегии у Никиты
Панина, был военным, однако за растрату казенных денег ему пришлось оставить
службу. Впоследствии он служил секретарем вельможи Бецкого.
Писать Княжнин стал
рано, его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества
Сумарокова, учеником которого он считал себя. Княжнин написал восемь трагедий,
четыре комедии, пять комических опер и мелодрам, писал и стихотворения. Среди
переводов, сделанных Княжниным, следует отметить трагедии Корнеля и поэму
Вольтера «Генриада». Многие пьесы Княжнина носил характер вольного переложения
иностранных образцов, за что Пушкин не без иронии назвал его «переимчивый
Княжнин». Однако, несмотря на «переимчивость», Княжнин был талантливым
литератором, лучшие его трагедии самостоятельны и пользовались большим успехом у
соотечественников.
Театр для Княжнина — трибуна, с которой он проповедовал взгляды на существо
верховной власти, на отношения между царем и гражданами. Самодержавие и
отношение к нему — вот основная политическая тема трагедий Княжнина, которую он
решал как борьбу с самовластьем во имя свободы. В годы политической реакции
смелость Княжнина, его гражданская активность обратили на себя внимание
правительства. «Вадим Новгородский» и затем написанная им работа «Горе моему
отечеству», так и не увидевшая свет, принесли ему большие неприятности.
В доме Княжнина, который был женат на дочери
Сумарокова, поэтессе Катерине
Александровне, часто собирались литераторы, любители искусства, передовая
дворянская молодежь.
Трагедии "Росслав" и "Вадим Новгородский"
Первый крупный успех Княжнина был связан с постановкой в
1769 г. трагедии «Дидона», вызвавшей одобрение Сумарокова, но лучшие его
трагедии, исполненные гражданского пафоса, — «Росслав» (1784) и «Вадим
Новгородский» (1789). Написанная на условно-исторический сюжет, в период
определившейся победы революции в Америке и в канун Французской революции, «Росслав»
— трагедия глубоко патриотическая. Росслав — «полководец российский» — проявляет
мужество и преданность долгу и отечеству, не желая выдать тайну, несмотря на
угрозу смерти. Он пренебрегает возможностью стать шведским королем, предпочитая
трону звание гражданина свободной страны: «Чтоб я, забыв в себе российска
гражданина, порочным сделался для царска пышна чина!»
В трагедиях своих Княжнин громит тиранов — «Отечества губителей». И хотя Княжнин
не шел дальше пропаганды конституционной монархии, речи его героев о тирании,
свободе, гражданских правах, произносимые со сцены, звучали почти революционно.
Возникновение трагедии «Вадим Новгородский» — самого значительного произведения
Княжнина — было вызвано стремлением ответить Екатерине II, написавшей пьесу
«Историческое представление из жизни Рурика» (1786). В основу трагедии было
положено летописное известие из Никоновской летописи о новгородцах, которые были
недовольны княжением Рурика. И в то же лето (т. е. 863 г.) Рурик «уби Вадима
храброго и иных многих изби новгородцев, советников его» — так гласила
летописная запись.
Пьеса Екатерины, написанная в «подражание Шекспиру», изображает Вадима не
противником самодержавной власти, а честолюбцем, жаждущим власти и с этой целью
устраивающим заговор. Рурик — идеальный монарх, побеждающий заговорщиков, и
Вадим, подавленный великодушием монарха, который предлагает ему роль помощника,
спешит доказать свою преданность.
Княжнин полемически заостряет свою трагедию против трактовки Екатерины,
преследовавшей монархические цели.
Рурик в трагедии Княжнина похож на Рурика в пьесе Екатерины: он благодетельный и
великодушный государь, избранный самим народом за избавление Новгорода от смуты.
И тем ярче выступает титаническая фигура Вадима, изображенного Княжниным
пламенным патриотом, защитником вольности родного города, идейным противником
самодержавной власти как таковой. Самодержавная власть враждебна народу.
Сторонник Вадима, новгородский посадник Пренест так говорит о ней:
Что в том, что Рурик сей героем быть родился?
Какой герой в венце с пути не
совратился.
Самодержавие повсюду бед содетель
Вредит и самую чистейшу
добродетель.
И невозбранные открыв пути страстям,
Дает свободу быть тиранами
царям.
Герой-полководец Вадим, вернувшись на родину и застав самодержавное правление
Рурика, не может примириться с ним. Он защитник идеи народоправства, он ратует
за республику, за древние новгородские вольности. И хотя в новгородской
республике главную роль играют идеальные вельможи, аристократы, но они, по мысли
Княжнина, равны перед законом со всеми гражданами, они управляют именем народа,
представляют собой народ. Защищая вольность, Вадим организует заговор, а затем
восстание. И если поддерживающими его новгородскими посадниками Пренестом и
Вигором движут в основном личные интересы: оба претенденты на руку дочери Вадима
Рамиды, то Вадим — непоколебимый республиканец, убежденный в необходимости защищать свободу
народа от самодержавной власти. О жаждет пролить всю кровь свою во имя
вольности.
Итак, основной
политический конфликт трагедии Княжнина не тиранство монарха, как
в трагедиях Сумарокова, а конфликт, вызванный борьбой за республику против
монархии, даже в том случае, если на троне просвещенный монарх. Это первая
республиканская трагедия и первый образ стойкого непоколебимого республиканца
— врага самодержавия. Вспомним, что, обличая тирана в трагедии «Дмитрий
Самозванец», Сумароков устами своего положительного героя утверждает при этом:
«Самодержавие — России лучша доля».
Трагедия Вадима заключается в том, что народ не поддерживает его. Восстание
подавлено. Рурик возвращает народу венец — символ своей власти и предлагает его
Вадиму, но Вадим презрением отказывается:
Вадима на главу! Сколь рабства ужасаюсь,
Толико я его орудием гнушаюсь!
Народ коленопреклоненно просит Рурика править им. С негодованием бросает Вадим
упрек народу:
О гнусные рабы, своих оков просящи:
О стыд! Весь дух граждан отселе истреблен!
Видя победу Рурика, Вадим закалывается, произнося пере этим слова,
свидетельствующие о его моральной победе.
В средине твоего победоносна войска,
В Венце, могущий все у ног твоих ты зреть,
Что ты против того, кто смеет умереть?
Современники Княжнина видели в его трагедии, написанной 1789 г., намеки на живую
политическую современность. Исполнена чувства долга и дочь Вадима Рамида,
любящая Рурика любимая им. Угадав намерение отца, она лишает себя жизни. В
трагедии большое место занимает тема народа, который осознается исторической
силой, способной определять ход событий в стране. Недаром Рурик предлагает
Вадиму, чтобы народ решил их спор: «Меж нами я народ судьею поставляю».
Монархия побеждает, народ верит Рурику, но истинный победитель — Вадим,
предпочитающий смерть рабству. И все симпатии автора на его стороне.
Написанная в русле
поэтики классицизма, трагедия сохраняет статичность и основные
принципы, присущие трагедиям классицизма, однако в трактовке характеров Княжнин
отступает от
правил: в его «Вадиме» нет прямолинейного деления борющихся лиц на положительных
и отрицательных персонажей.
Величайшей заслугой Княжнина явилось создание героического образа Вадима.
Княжнин не был ни революционером, ни республиканцем, подобно своему Вадиму, но
события Французской революции не заставили его отказаться от своих передовых
общественно-политических взглядов, от своей трагедии, законченной перед самой
революцией.
Трагедия была напечатана отдельным изданием только в 1793 г. и сразу
вызвала большой интерес, о ней доложили Екатерине. Она восприняла «Вадима
Новгородского» почти так же, как и «Путешествие» Радищева. Началось следствие.
Так как автора в это время уже не было в живых, правительственная кара
обрушилась на «якобинскую» трагедию. По распоряжению императрицы Сенат
приговорил конфисковать все экземпляры трагедии и сжечь эту «дерзостную» книгу.
Следующее издание было осуществлено лишь в 1871 г. П. А. Ефремовым, но с
пропуском четырех стихов, в которых давалась особенно убийственная
характеристика самодержавию: «Самодержавие повсюду бед содетель...» Долгое время
трагедия появлялась в печати с пропусками и только в 1914 г. была впервые
напечатана полностью. Предание о Вадиме, тему новгородской вольности подхватили
и развили Рылеев, Пушкин,
Лермонтов.
Комедии «Хвастун» и «Чудаки»
Среди комедий Я. Б. Княжнина особенно выделяются яркостью характеристики героев,
реальными подробностями русского быта, неподдельным комизмом стихотворные
комедии «Хвастун» и «Чудаки». Сюжеты их заимствованы: «Хвастун» — переделка
комедии Брюйеса «Значительный человек», вторая — «Чудаки» — комедии Детуша
«Странный человек». Однако это не помешало Княжнину изобразить характерные черты
русской действительности, создать образы современных ему «верхолетов», которые,
несмотря на ничтожество, попав в «случай», могут стать вельможами при дворе.
Сюжет комедии «Хвастун» прост. Промотавшийся дворянин с целью поправить свои
дела ухаживает за дочерью богатой провинциальной помещицы. Верхолет выдает себя
за знатного человека, говорит, что он «попал в случай», стал графом, получил
имение «с Торжок или Тверь». Княжнинский Хвастун в какой-то степени прообраз
Хлестакова. От Верхолета ждут «милостей» и его дядя Простодум, и желающая
сделать дочь графиней помещица Чванкина. Образы этих провинциальных помещиков
нарисованы с большим мастерством и знанием жизни. Глупый, невежественный,
ничтожный и по умственным, и по нравственным качествам Простодум — образ,
близкий Скотинину, готов «на брюхе ползать», чтобы
стать сенатором. Сенаторство обещано ему Верхолетом. Жестокость и алчность
«доброго простака», как его называет один из персонажей комедии, раскрывается и
тогда, когда оказывается, что Простодум разбогател, скопив деньги «не хлебом, не
скотом, не выводом теляток, но кстати в рекруты торгуючи людьми». Наконец,
Хвастун-Верхолет выведен на чистую воду честным небогатым дворянином, отцом
Замира, возлюбленного Милены (дочери помещицы Чванкиной). Честон и Замир —
идеальные дворяне, для которых честь превыше всего. На создание этих характеров
повлияли Стародум, Правдин, Милон из фонвизинского «Недоросля».
Комедия Княжнина, обращенная к современности, сатирически разоблачала тип
выскочки-вельможи, число которых было велико в екатерининское правление, когда
стоило «попасть в случай», стать фаворитом Екатерины или угодить Потемкину — и
ты вельможа, вершитель дел государственных. Погоня за чинами, невежество и
развращенность нравов — все это свидетельствовало о нравственном падении
дворянства. Несмотря на соблюдение принципов классицизма, условность характеров,
комедия привлекала реалиями русского быта, мастерским созданием комических
характеров, замечательной легкостью разговорного языка, живописностью
диалогов.
Популярной у современников была и комедия характеров «Чудаки», в которой
действуют кичащиеся своим родовым дворянством богач Лентягин и его жена,
галломан Ветромах, их дочь «ветренница смиренная». В комедиях Княжнина
действуют наряду с невежественным, честолюбивым, галломанствующим дворянством и
ловкие, пронырливые слуги. Мастерски разработанная стихотворная форма, легкий
остроумный язык способствовали дальнейшему развитию стихотворной комедии («Горе
от ума» Грибоедова).
Серьезные проблемы затрагивает Княжнин в комической опере «Несчастье от кареты»
(1779). В
ней он обращает внимание на тяготы крестьян, зависящих от
самодурства господина и приказчика, на их бесправие, о котором говорит один из
героев Лукьян:
«Боже мой, как мы несчастны! Нам должно пить, есть и жениться по воле тех,
которые нашим мучением веселятся и которые без нас бы с голоду померли».
Яков Борисович Княжнин
скоропостижно скончался 14 (25) января 1791 г. в Петербурге. Похоронен на
Смоленском кладбище.
Источник: «Русская
литература и журналистика XVIII века». / Татаринова
Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г.
|