|
«Утренний свет»
—
первый масонский нравственно-религиозный журнал.
С мая 1779 по август 1780 г. журнал продолжал
печататься в Москве, выходил ежемесячно и имел
большой успех, о чем говорит как его тираж
(свыше 1000 экземпляров), так и значительное
число подписчиков. Среди них мы видим
Г.Р.
Державина, митрополита Платона, С.И.
Шешковского. Очень широк был круг сотрудников
журнала, в большинстве своем это масоны:
М.М.
Херасков,
В.И.
Майков, И.П. Тургенев, М.Н. Муравьев, А. М.
Кутузов, А. Тейльс, П. Терликов, А. Малиновский,
И. Захаров, Д. Рыкачев и др.
В полном соответствии с установками масонской
этики главным предметом, выносившимся для
обсуждения на страницах «Утреннего света», были
вопросы веры и проблема нравственного
самосовершенствования. Стремление к добродетели
объявлялось высшей и единственной ценностью,
достойной человеческой жизни. И путь к ней лежит
через постоянную устремленность к самопознанию.
Таковы отправные положения, определявшие идейную
направленность издания: «Ничто полезнее,
приятнее и наших трудов достойнее быть не может,
как то, что теснейшим союзом связано с человеком
и предметом своим имеет добродетель,
благоденствие и счастье его. <...> Все мы ищем
себя во всем. <.. .> Итак, нет ничего для нас
приятнее и прелестнее, как сами себе», — открыто
заявлялось в предисловии, открывавшем первую
часть издания. Тезис «познай самого себя»
является едва ли не центральным для проблематики
журнала. Не случайно I
часть «Утреннего света» открывала публикация
«Житие и свойства Сократовы», вслед за которой
издатели поместили перевод сократовского диалога
«Федон, или Разговоры о бессмертии души». В
VI
части был помещен «Пир Платона о любви». Вторая
важная тема — стремление к добродетели — также
присутствует во многих публикациях журнала. Это
и аллегорическая повесть «Путешествие
добродетели», и фрагмент из поэмы Э. Юнга
«Ночные размышления» — «Нощь
VIII.
Защищение добродетели», и эссе «О добродетели»,
и посвященная этой теме глава из «Мыслей гр.
Оксенштерна», и, наконец, опубликованная
анонимно в апрельской книжке за 1780 г. драма А.
Тейльса «Награждение добродетели». Герой драмы —
дворянин Постоянов, вынужденный зарабатывать на
пропитание своей семье физическим трудом. Он
женат на дочери башмачника и шьет башмаки, своих
детей воспитывает в духе уважения к труду и
любви к бедным. Слуга Постоянова совершает
преступление, отняв в лесу у незнакомого
человека кошелек с деньгами, чтобы помочь семье
барина. Ограбленный — Милосердов — случайно
находит преступника в доме Постоянова, но, узнав
историю «башмачника», прощает слугу, берет на
себя содержание семьи Постоянова и заботы о
воспитании его детей. «О сколь приятно, сколь
утешительно благо творить себе подобным!» —
восклицает Милосердов, на что Постоянов
отвечает: «О сколь усладительно, сколь лестно
следовать добродетели!» Этими словами
завершается пьеса. Искусственность развязки
полностью соответствует масонским идеалам
абстрактного гуманизма, которые развивал автор
драмы.
Установка на самопознание, определявшая пафос
содержательной направленности журнала, объясняет
обилие философской проблематики на страницах
«Утреннего света». Сочинения Сенеки, его
рассуждения о счастье и честной жизни, главы из
«Сокращенной философии» Ф. Бэкона — «О
скептицизме. — О воображении. — О страстях»,
перевод «Истории троглодитов» из трактата
Монтескье «Персидские письма», «Мысли» Паскаля в
переводе А.А. Тейльса под названием «Мнения
Паскаля», сочинения графа Оксенштерна — таков
далеко не полный перечень философских сочинений,
опубликованных в журнале. Отдельные книжки
«Утреннего света» сплошь занимали биографии
древнегреческих философов. В отношении
насыщенности философскими материалами этот
журнал Новикова представляет собой уникальное
явление в русской периодике
XVIII
в.
Другой аспект содержательной направленности
журнала составляет обсуждение на его страницах
вопросов веры и всего, что связано с познанием
отношения человека к Богу. Только через познание
Бога человек может осознать цель своего
пребывания на Земле, ибо единственным источником
совершенной добродетели является любовь к Богу и
ближнему, — подобные постулаты утверждаются в
материалах, также обильно представленных в
«Утреннем свете»: «О достоинстве человека в
отношении к Богу и к миру», «О величестве Божием»,
«Проповедь о высоком достоинстве и превосходстве
человеческой души» и др. В большинстве своем
подобные материалы были переводными,
заимствованными из немецких журналов.
В последней книжке журнала Новиков, объявляя о
его закрытии, разъяснял позицию издателей и
подчеркивал сознательный отказ от
рационалистических доктрин радикальной
просветительской философии: «Ласкалися мы
изданием такового журнала, как наш, искоренить и
опровергнуть вкравшиеся правила Вольномыслия,
которого следствия как для самых зараженных
оным, так и для общества весьма пагубны». Отсюда
ясно, почему издатели «Утреннего света»
оказывали предпочтение морально-учительной и
религиозно-окрашенной философии. Кстати, доходы
от издания журнала шли на благотворительные
цели: на них содержались Екатерининское и
Александровское училища в Петербурге, едва ли не
первые в России школы, организованные специально
для детей малообеспеченных родителей.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|