Николай
Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766
года в селе Михайловка Бузулукского уезда
Симбирской губернии в культурной и
родовитой, но небогатой дворянской семье,
происходившей по отцовской линии от
татарского корня. Свой тихий нрав и
склонность к мечтательности он унаследовал
от матери Екатерины Петровны, которой
лишился в возрасте трех лет. Раннее
сиротство, одиночество в доме отца укрепили
в душе мальчика эти качества: он полюбил
деревенское уединение, красоту поволжской
природы, рано пристрастился к чтению книг.
Когда Карамзину
исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и
определил в пансион профессора Московского
университета И.М.Шадена, где мальчик
получил светское воспитание, изучил в
совершенстве европейские языки и слушал
лекции в университете. По окончании
пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву
и определился в Петербурге в
Преображенский полк, к которому был
приписан с детства. Дружба с И.И.Дмитриевым,
будущим известным поэтом и баснописцем,
укрепила в нем интерес к литературе.
Впервые Карамзин выступил в печати с
переводом идиллии немецкого поэта С.Гесснера
в 1783 году.
После смерти отца, в
январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в
чине поручика и вернулся на родину в
Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный
образ жизни, типичный для молодого
дворянина тех лет. Решительный поворот в
его судьбе произвело случайное знакомство
с И.П.Тургеневым, деятельным масоном,
литератором, сподвижником известного
писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И.Новикова.
Тургенев берет Карамзина в Москву, и в
течение четырех лет начинающий литератор
вращается в московских масонских кругах,
тесно сближается с Н.И.Новиковым,
становится членом "Дружеского ученого
общества".
Но вскоре, поняв всю
суть масонов и "Дружеского ученого
общества", Карамзин глубоко
разочаровывается в масонстве и покидает
Москву, отправляясь в долгое путешествие по
Западной Европе. Путешествие Карамзина по
Западной Европе, длившееся полтора года,
обозначило окончательный разрыв писателя с
масонскими увлечениями юности.
Осенью 1790 года
Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал
издавать "Московский журнал",
выходивший в течение двух лет и имевший
большой успех у русской читающей публики. В
нем он напечатал два главных своих
произведения - "Письма русского
путешественника" и повесть "Бедная
Лиза".
Начиная с
издания "Московского журнала"
Карамзин предстал перед русским
общественным мнением как первый
профессиональный писатель и журналист. До
него решались жить на литературные
заработки лишь писатели третьего ряда. В
"Московском журнале" и последующих
изданиях Карамзин не только расширял круг
читателей хорошей русской книги, но и
воспитывал эстетический вкус, готовил
культурное общество к восприятию поэзии В.А.Жуковского
и А.С.Пушкина.
Его журнал, его литературные альманахи уже
не ограничивались Москвой и Петербургом, а
проникали в русскую провинцию. В 1802 году
Карамзин приступил к изданию "Вестника
Европы" - журнала не только
литературного, но и общественно-политического,
давшего прообраз так называемым "толстым"
русским журналам, просуществовавшим весь XIX
век и дожившим до конца века XX.
Неоспоримы заслуги
Карамзина в формировании русского
литературного языка. Пытаясь сблизить его с
разговорной речью дворянского общества,
Карамзин решительно отказался от теории
трех штилей Ломоносова, от неумеренного
использования церковнославянизмов.
После петровских
преобразований в России возник разрыв
между духовными запросами просвещенного
общества и семантическим строем русского
языка. Все образованные люди вынуждены были
говорить по-французски, ибо в русском языке
не существовало слов и понятий для
выражения многих мыслей и чувств.
Приведение лексического состава русского
языка в соответствие с западно-европейскими
идеями было тогда задачей общенациональной
значимости.
Перед Карамзиным
возникла прежде всего проблема расширения
словарного состава литературного языка,
которую он успешно разрешал тремя путями:
1. Обладая
незаурядными стилистическим чутьем,
Карамзин ввел в русский язык такие
варваризмы (прямые заимствования
иностранных слов), которые органически
прижились в нем: "цивилизация", "эпоха",
"момент", "катастрофа", "серьезный",
"эстетический", "моральный", "тротуар"
и многие другие.
2. Многие русские
слова и понятия Карамзин создавал из
русских корней по образцу иностранных: "in-flu-ence"
- "в-лияние"; "de-voluppe-ment" - "раз-ви-тие"
и т.д.
3.Наконец, Карамзин
изобрел слова-неологизмы по аналогии со
словами французского языка: "промышленность",
"будущность", "потребность", "общеполезный",
"усовершенствованный" и др.
Глубоко
реформировал Карамзин и сам строй русской
литературной речи. Он решительно отказался
от тяжелой и несоответствующей духу
русского языка немецко-латинской
синтаксической конструкции, введенной
Ломоносовым. Вместо длинных и неудобных
периодов Карамзин стал писать ясными и
краткими фразами, используя как образец
легкую, изящную и логически стройную
французскую прозу.
Карамзин приблизил
литературный язык к разговорному, но это
была разговорная речь дворянской
интеллигенции.
Начало XIX века в
истории русской литературы было отмечено
спорами о языке, очень важными тогда, потому
что именно в этот период завершалось
создание русского литературного языка и
возникновение зрелой отечественной
литературы нового времени. Это был спор "архаистов"
и "новаторов" - "шишковистов" с "карамзинистами".
В лице адмирала и
русского патриота А.С.Шишкова Карамзин
встретился с сильным и благородным
противником. В 1803 году Шишков выступил с "Рассуждением
о старом и новом слоге российского языка",
в 1804 году добавил "Прибавление" к этому
сочинению, а затем опубликовал "Рассуждение
о красноречии св. Писания и о том, в чем
состоит богатство, обилие, красота и сила
российского языка" (1810) и "Разговоры о
словесности между двумя лицами..." (1811).
Шишкову казалось,
что реформа языка, осуществленная
Карамзиным, - дело антипатриотическое и
даже антирелигиозное. Шишков утверждал, что
"новшества" Карамзина "исказили"
благородную и величественную простоту
русского языка. В 1806 году Шишков вместе с Г.Р.Державиным
основали литературное общество "Беседа
любителей российского слова"
с уставом и своим журналом. К этому обществу
примкнули П.А.Катенин, И.А.Крылов;
позднее В.К.Кюхельбекер и А.С.Грибоедов.
Один из активных участников "Беседы..."
плодовитый драматург А.А.Шаховский в
комедии "Новый Стерн" высмеял
Карамзина, а в комедии "Липецкие воды"
в лице "балладника" Фиалкина вывел
карикатурный образ В.А.Жуковского.
В ответ на эти
комедии Пушкин
и Батюшков организовали кружок "Общество
безвестных арзамасских литераторов" (или
попросту "Арзамас"),
к которому примкнули Жуковский
и Карамзин. Участники кружка разделяли
тревогу Карамзина о состоянии русского
языка, нашедшую отражение в его статье 1802
года "О любви к отечеству и народной
гордости". В своем литературном
творчестве "арзамасцы" стремились
привить национальному языку и сознанию
европейскую культуру мышления, искали
средства выражения на родном языке "тонких"
идей и чувствований.
Сам Карамзин в
этих спорах не участвовал, а к Шишкову
относился с уважением, не питая на его
критику никакой обиды. В 1803 году он
приступил к главному делу своей жизни -
созданию "Истории государства
Российского". Замысел этого капитального
труда возник у Карамзина давно (приблизительно
в 1790-х годах). В 1802 году Карамзин стал
издавать "Вестник
Европы".
Близкий знакомый
Карамзина, товарищ министра просвещения М.Н.Муравьев,
обратился к Александру I с ходатойством о
помощи писателю в осуществлении его
замысла. В именном указе от 31 декабря 1803
года Карамзин был утвержден в качестве
придворного историографа с ежегодным
пенсионом в 2 тысячи рублей. Так начался
двадцатидвухлетний период жизни Карамзина,
связанный с капитальным трудом создания
"Истории государства Российского".
"Историю
государства Российского" Карамзин начал
писать в Москве и в подмосковной усадьбе
Олсуфьево. В 1816 году он переехал в Петербург:
начались хлопоты по изданию завершенных
восьми томов "Истории...". Карамзин стал
человеком, близким ко двору, лично общался с
Александром I и членами царской семьи. В 1818 году восемь томов "Истории..."
вышли в свет, в 1821 году был опубликован девятый, в
1824 году - десятый и одиннадцатый тома.
Карамзин ушел из
жизни 3 июня 1826 года, работая над
двенадцатым томом "Истории...", где он
должен был рассказать о народном ополчении
Минина и Пожарского, освободившем Москву и
прекратившем "Смуту" в нашем Отечестве.
Литературно-критические
статьи Н.Карамзина
Произведения Н. Карамзина в библиотеке
|