Творческий путь
Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя
учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала
«Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова
с января 1760 по июнь 1762 г.
Поэт, прозаик, Михаил
Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он
принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина,
переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался
в доме своего отчима (отец
Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя
Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром,
Ломоносовым и Сумароковым.
Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе
в Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая
карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с
Московским университетом.
В 1775 г. он поступает в штат университета, где
работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой,
типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и
его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением
служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г.
преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных
учреждений университета.
Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он
начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова издается первый
литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении
двух лет, остальные полгода — ежемесячное, участники которого, как писал
Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению
общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по
сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры
Сумарокова.
Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях
и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и
порядкам дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы,
«пороками ругаться» — эта задача чужда Хераскову и его группе. Если
Сумароков
верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить
царей, как править государством, а дворян — выполнять свой гражданский долг, то
Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного
нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в
общественной жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:
Позволь, Евтерпа, мне еще сказать
яснея,
Что я сказать хочу:
Но люди будут ли при сих словах умнея?
Ты скажешь: «Никогда»,— я лучше замолчу.
Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха в жизни
звучит и в его стихотворении «О разуме»:
На что полезен разум,
Когда поклоны низки,
Когда глубоки иски
Людей
приводят к счастью?
На что потребен разум?
Не надобен, я чаю.
Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма
были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления
меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных
противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского
государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает
уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских
раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности,
отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение
религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» —
это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии
(«Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769
г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение».
В
журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с
университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели
пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось стихам.
Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались
беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические
анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных элегиях, посланиях,
идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков
воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни
на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за
богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства переводились в
морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в
обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и
мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела
нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике нравоучительные,
моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало
созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как
лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов,
печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности
всего земного.
Все тщета в подлунном мире,
Исключенья смертным нет,
В лаврах, рубище, порфире,
Всем должно оставить свет, —
писал Херасков в стихотворении «Прошедшее».
Мотивы эти — предтеча
поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется
патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой
развращающее зло. В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь»,
напечатанная в «Полезном увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность
современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век
вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».
В стихах Хераскова
звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир
спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт
рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам
его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами
жизни крестьян.
Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги
спокойства сердцу не дают».
Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал — образованный
дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному
самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного
стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог»
Карамзина. Такие
стихи, как:
Мне тихое вздыханье
Стенящих горлиц мило;
Мне тихие потоки,
Мне рощи, мне долины
Приятней лирна гласа —
ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.
Создавая трагедии по всем правилам
поэтики классицизма
(«Борислав» — политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился
зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине»,
написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого
требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на
счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету.
В
1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» — «слезную драму», в которой действуют
несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь
благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы,
дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет
жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать
жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».
В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость,
вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми
литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении
абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира
человека, его психологического состояния с помощью новых образных и
стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная деятельность Хераскова
была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические
произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные
романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в
котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.
Героическая эпопея «Россияда»
Однако в историю русской литературы Михаил
Матвеевич вошел прежде всего как
создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» —
так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным
жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида»
Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда»
Сумарокова) не увенчались
успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее
последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм
продолжает оставаться ведущим литературным направлением. Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт
создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия,
«Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).
Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического
сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий
слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все
обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим
передать торжественность и величие происходящего.
Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному
событию русской истории — взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как
заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом
предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны
«из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В
работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники,
«Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды.
Главная идея «Россияды» — торжество героики русских воинов, победа России над
варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует
воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и
научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической
правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями
поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано, украшено
фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда рядом с
мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище
Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает
взаимоотношения Грозного — идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству
ограда», — говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним
последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве
Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова.
Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они
верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает
уроки царю. Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на
его долг перед отечеством.
Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».
Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к современности.
Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго до
присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины, которая
заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы. Поэма
посвящена Екатерине II —все это делает весьма ограниченным либерализм Хераскова.
Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму множеством
аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и пороки: злоба,
корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений. В ней много
отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие сюжета. На эту
растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то
же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи. Вместе с тем в этой
героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра и
свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия
татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к
фольклору.
Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в
литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического содержания.
Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи — национальный
сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и
обо всей России, о героическом русском народе.
Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский
бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны
с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян
петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем
великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она была написана «по
точным известиям» и в силу
этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов
«чудесного».
В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова
«Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве
Хераскова, и в поэзии русского классицизма.
Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что
в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно
достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная
оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала
независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял
неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в
частности Богдановичу, найти свое место в литературе.
Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи,
был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания
религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его
к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять
растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм
и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель
выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти
не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы
классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю —
сентиментализму.
Михаил Матвеевич
Херасков умер 27 сентября (9 октября) 1807 г. в возрасте 74 лет.
Источник: «Русская
литература и журналистика XVIII века». / Татаринова
Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г.
|