|
«Московское ежемесячное издание» — журнал,
выходивший на протяжении 1781 г. в типографии
Новикова и, как это ясно из титульного листа,
служивший продолжением
«Утреннего света». Там же на титуле
указывалось, что журнал будет заключать в себе
«собрание разных лучших статей, касающихся до
нравоучения, политической и ученой истории, до
философических и словесных наук и других
полезных знаний».
Принципиальным для понимания позиции издания
является предисловие, принадлежавшее,
по-видимому,
Новикову.
Центральная мысль, заключенная в нем, сводится к
обоснованию знания как источника духовного
совершенства человека: «Причина всех заблуждений
человеческих есть невежество, а совершенства —
знание». Автор ссылается на распространенное
среди философов мнение, что «вся мерзость, какая
только находится на земном шаре, да и само
неверие и безбожие суть плоды учености. Так,
конечно: но сие не от наук происходит, а от
невежества в науках». И далее следует развитие
тезиса: «Разврат в науках и проистекающее от
оных роду человеческому зло происходит, как
кажется, от незнания источника, из которого
науки проистекают, и от незнания предмета, куда
они текут... <...> Науки суть плоды созревшего
бессмертного человеческого духа, одаренного от
природы способностью понимать или заключать о
бесконечности как времени, так и пространства»,
хотя тут же следует оговорка автора, что
«постижение бесконечности сущего есть удел
только Бога». Итоговое заключение относительно
цели издания определяется выводом: «...оно
состоит в том, чтобы по примеру некоторых
просвещенных народов распространять знание, на
котором основание свое имеет мудрость, яко
предмет и доля человеческого рода».
Таким образом, в распространении истинного
знания и видят свою задачу издатели журнала. Как
и в «Утреннем свете»,
основное место в журнале занимают переводные
материалы. В качестве переводчиков и
соответственно главных вкладчиков издания
выступали студенты Московского университета: А.
Малиновский, Д. Ракачев, Л. Давыдовский, Н.
Лаба, П. Воейков, Д. Серебряков, М. Жуков, П.
Колязин, В. Данилов и др. Из оригинальных
произведений, напечатанных в журнале, можно
назвать только «Эклогу» князя Ф.А. Козловского и
два философско-дидактических эссе,
принадлежавших другу
А.Н.
Радищева масону А.М. Кутузову, —
«Наставление отца к сыну, которого отправляет он
в Академию» и «Почему не хорошо предузнавать
судьбу свою».
Как и в «Утреннем свете», преобладающей
тенденцией в отборе материалов, помещавшихся в
журнале, явилась установка на
морально-нравоучительное назидание. Преобладания
философской проблематики здесь, правда, нет,
хотя помещаются переводы «Нравоучительных
рассуждений» Сенеки вместе с его биографией,
«Рассуждения и мысли г. де ля Рошефуко», «Эпиктетовы
речи», а в мартовском номере напечатана
переводная статья из «Энциклопедии» «Философ»,
включавшая в себя полемику с деизмом и
стоицизмом. Но значительно большее место в
данном издании занимают «письма»
нравственно-дидактического содержания, а также
повести, сюжеты которых призваны так или иначе
подвести читателей к пониманию нравственных
обязанностей человека. В большинстве своем это
либо так называемые «восточные повести» — жанр,
получивший в
XVIII
в. особую популярность, либо повествования,
основанные на биографиях исторических деятелей,
например, переведенная с немецкого языка повесть
«Печальные следствия непостоянства» — о
характере английского короля Генриха
VIII,
казнившего нескольких своих жен.
Все это вписывается в систему масонского
умонастроения. Материалы, касающиеся осознания
отношения человека к Богу, занимают в этом
издании не менее важное место, чем в предыдущем.
Достаточно, например, указать такие, как эссе
«Безумие идущих против воли Божией и неверующих
провидению», или очерк «Божие милосердие», или
перевод фрагментов сочинения немецкого моралиста
X.Ф.
Геллерта «Примечания на Священное писание». И
при этом издатели не забывали о главной цели
журнала, намеченной в предисловии:
«распространять знание, на котором основание
свое имеет мудрость». Этому была посвящена
принципиальная статья «О главных причинах,
относящихся к приращению художеств и наук».
Такую причину автор видит в свободе мысли и
ссылается на состояние культуры в античной
Греции.
В целом «Московское ежемесячное издание» являло
собой показательный пример реализации масонами
своей образовательной программы, к чему были
подключены и студенты как основные вкладчики
материалов журнала.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|