Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Московское ежемесячное издание ::


  ГЛАВНАЯ >> Литературные журналы конца XVIII в. >> Московское ежемесячное издание
 
 

 

«Московское ежемесячное издание» — журнал, выходивший на протяжении 1781 г. в типографии Новикова и, как это ясно из титульного листа, служивший продолжением «Утреннего света». Там же на титуле указывалось, что журнал будет заключать в себе «собрание разных лучших статей, касающихся до нравоучения, политической и ученой истории, до философических и словесных наук и других полезных знаний».

Принципиальным для понимания позиции издания является предисловие, принадлежавшее, по-видимому, Новикову. Центральная мысль, заключенная в нем, сводится к обоснованию знания как источника духовного совершенства человека: «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание». Автор ссылается на распространенное среди философов мнение, что «вся мерзость, какая только находится на земном шаре, да и само неверие и безбожие суть плоды учености. Так, конечно: но сие не от наук происходит, а от невежества в науках». И далее следует развитие тезиса: «Разврат в науках и проистекающее от оных роду человеческому зло происходит, как кажется, от незнания источника, из которого науки проистекают, и от незнания предмета, куда они текут... <...> Науки суть плоды созревшего бессмертного человеческого духа, одаренного от природы способностью понимать или заключать о бесконечности как времени, так и пространства», хотя тут же следует оговорка автора, что «постижение бесконечности сущего есть удел только Бога». Итоговое заключение относительно цели издания определяется выводом: «...оно состоит в том, чтобы по примеру некоторых просвещенных народов распространять знание, на котором основание свое имеет мудрость, яко предмет и доля человеческого рода».

Таким образом, в распространении истинного знания и видят свою задачу издатели журнала. Как и в «Утреннем свете», основное место в журнале занимают переводные материалы. В качестве переводчиков и соответственно главных вкладчиков издания выступали студенты Московского университета: А. Малиновский, Д. Ракачев, Л. Давыдовский, Н. Лаба, П. Воейков, Д. Серебряков, М. Жуков, П. Колязин, В. Данилов и др. Из оригинальных произведений, напечатанных в журнале, можно назвать только «Эклогу» князя Ф.А. Козловского и два философско-дидактических эссе, принадлежавших другу А.Н. Радищева масону А.М. Кутузову, — «Наставление отца к сыну, которого отправляет он в Академию» и «Почему не хорошо предузнавать судьбу свою».

Как и в «Утреннем свете», преобладающей тенденцией в отборе материалов, помещавшихся в журнале, явилась установка на морально-нравоучительное назидание. Преобладания философской проблематики здесь, правда, нет, хотя помещаются переводы «Нравоучительных рассуждений» Сенеки вместе с его биографией, «Рассуждения и мысли г. де ля Рошефуко», «Эпиктетовы речи», а в мартовском номере напечатана переводная статья из «Энциклопедии» «Философ», включавшая в себя полемику с деизмом и стоицизмом. Но значительно большее место в данном издании занимают «письма» нравственно-дидактического содержания, а также повести, сюжеты которых призваны так или иначе подвести читателей к пониманию нравственных обязанностей человека. В большинстве своем это либо так называемые «восточные повести» — жанр, получивший в XVIII в. особую популярность, либо повествования, основанные на биографиях исторических деятелей, например, переведенная с немецкого языка повесть «Печальные следствия непостоянства» — о характере английского короля Генриха VIII, казнившего нескольких своих жен.

Все это вписывается в систему масонского умонастроения. Материалы, касающиеся осознания отношения человека к Богу, занимают в этом издании не менее важное место, чем в предыдущем. Достаточно, например, указать такие, как эссе «Безумие идущих против воли Божией и неверующих провидению», или очерк «Божие милосердие», или перевод фрагментов сочинения немецкого моралиста X.Ф. Геллерта «Примечания на Священное писание». И при этом издатели не забывали о главной цели журнала, намеченной в предисловии: «распространять знание, на котором основание свое имеет мудрость». Этому была посвящена принципиальная статья «О главных причинах, относящихся к приращению художеств и наук». Такую причину автор видит в свободе мысли и ссылается на состояние культуры в античной Греции.

В целом «Московское ежемесячное издание» являло собой показательный пример реализации масонами своей образовательной программы, к чему были подключены и студенты как основные вкладчики материалов журнала.


Источник: «История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.  

 
     

:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
салазки с диском
Hosted by uCoz