|
«Соревнователь просвещения и благотворения»
издавался с 1818 г. Вольным обществом любителей
российской словесности, о чем свидетельствовал
подзаголовок на титульном листе журнала.
Руководителем Вольного общества был Ф.Н. Глинка,
состоявший членом Союза благоденствия. Журнал
издавался на средства общества, труд авторов не
оплачивался, а доходы от подписки
предназначались нуждающимся ученым, литераторам,
учащимся. Тем самым достигалась
благотворительная цель издания.
Члены Вольного общества видели благо и счастье
народа в обретении свободы, полученной законным
путем. В повести Ф. Глинки «Зиновий Богдан
Хмельницкий» эта мысль была четко
сформулирована: «Свобода, разумеется законная,
благоразумная, есть одно из главнейших составных
частей счастья народного. Она столь же
необходима для государства, как свет для целого
мироздания».
Идея достижения общего блага с помощью
просвещения пронизывала речи членов Вольного
общества, опубликованные в журнале. К числу
программных относилась речь Д. Сахарова «Об
успехах просвещения» (1819). Автор связывал
нравственный и интеллектуальный прогресс
человечества с наличием свободы: «Свобода была
причиною развития ума человеческого, она же
способствовала и быстрым успехам его». Он
упоминал о французских просветителях
XVIII
в., немецких и английских писателях —
Шиллере, Байроне, из русских — о
Ломоносове,
Державине,
Карамзине: Рассуждая о просвещении и
свободе, Д. Сахаров осуждал рабство негров в
Америке, что в условиях крепостнической России
звучало актуально.
Журнал включал в себя четыре отдела: «Науки и
художества», «Изящная проза», «Стихотворения»,
«Смесь». В них присутствовали «биографии
знаменитых мужей», «живописные путешествия». В
«Записках о Голландии в 1815 году» Н. Бестужева,
«Путешествии в Ревель»
А.Бестужева, «Европейских письмах»
Кюхельбекера сопоставлялась русская и
европейская действительность и делался вывод в
пользу просвещения, «истинной добродетели»,
«человечности».
К числу значительных выступлений журнала по
вопросам словесности относится цикл статей 1823
г. О. Сомова «О романтической поэзии», автор
которых утверждал идеи гражданского романтизма,
высмеивал подражательность и однообразие
современной литературы. Пафос и лексика его
статьи, в том числе осуждение элегической
мечтательности, тоски и уныния в словесности той
поры, были восприняты Кюхельбекером и год спустя
получили развитие в его статье в
«Мнемозине».
Существенное место в «Соревнователе» отводилось
фольклору и его научным исследованиям в статьях
«Нечто о народных русских песнях» А. Гевлича, «О
народной поэзии» кн. Цертелева и др. Печатались
стихи Ф.Глинки,
Жуковского, Дельвига,
Баратынского,
Пушкина,
Кюхельбекера. В стихотворении «Поэты» (1820)
Кюхельбекер вдохновенно говорил о сатире
Ювенала, ставшей грозным бичом тиранов. Он
сопоставлял судьбы римского поэта и «певца
Руслана» в тот момент, когда
Пушкина
отправляли в ссылку на юг, что дало повод одному
из бывших членов Вольного общества написать на
автора «Поэтов» донос министру внутренних дел.
«Соревнователь просвещения и благотворения»
издавался до ноября 1825 г., всего вышло 32
части, тираж журнала составлял 200-300
экземпляров.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|