Марина Ивановна
Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892
года. По происхождению, семейным связям,
воспитанию она принадлежала к трудовой
научно-художественной интеллигенции. Отец
ее - сын бедного сельского попа, уроженец
села Талицы Владимирской губернии - вырос в
таких "достатках", что до двенадцати
лет сапог в глаза не видал. Трудом и
талантом Иван Владимирович Цветаев пробил
себе дорогу в жизни, стал известным
филологом и искусствоведом, профессором
Московского университета, директором
Румянцевского музея и основателем Музея
изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина,
у подъезда которого прибита мемориальная
доска в честь И.В.Цветаева). Он умер в 1913 году.
Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи,
натура художественно одаренная, музыкантша,
ученица Рубинштейна. Она скончалась рано (в
1906 году), но, по словам дочери, успела
оказать на нее "главенствующее влияние":
"Музыка, природа, стихи, Германия... Одна
против всех".
Детство, юность и
молодость Марины Цветаевой прошли в Москве
и в тихой подмосковной (калужской) Тарусе,
отчасти - за границей (Италия, Швейцария,
Германия, Франция). Училась она много, но, по
семейным обстоятельствам, довольно
бессистемно: совсем маленькой девочкой - в
музыкальной школе, потом - в католических
пансионах в Лозане и Фрейнбурге, в
ялтинской женской гимназии, в московских
частных пансионах. Окончила в Москве семь
классов частной гимназии Брюхоненко (из 8-го
класса вышла). В возрасте шестнадцати лет,
совершив самостоятельную поездку в Париж,
прослушала в Сорбонне сокращенный курс
истории старофранцузской литературы.
Стихи Цветаева
начала писать с шести лет (не только по-русски,
но и по-французски и по-немецки), печататься
- с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году,
еще не сняв гимназической формы, тайком от
семьи, выпустила довольно объемный сборник
- "Вечерний альбом".
Изданный в количестве всего 500 экземпляров,
он не затерялся в потоке стихотворных
новинок, затоплявшем тогда прилавки
книжных магазинов. Его заметили и одобрили
такие влиятельные и взыскательные критики,
как В.Брюсов,
Н.Гумилев,
М.Волошин. Были и другие сочувственные
отзывы.
Стихи юной
Цветаевой были еще очень незрелы, но
подкупали талантливостью, известным
своеобразием и непосредственностью. Но
этом сошлись все рецензенты. Брюсов
противопоставил Цветаеву другому
тогдашнему дебютанту - Илье Эренбургу.
Строгий Брюсов особенно похвалил Цветаеву
за то, что она безбоязненно вводит в поэзию
"повседневность", "Непосредственные
черты жизни", предостерегая ее, впрочем,
от опасности впасть в "домашность" и
разменять свои темы на "милые пустяки".
Отзыв Гумилева
был еще благосклоннее: "Марина Цветаева
внутренне талантлива, внутренне
своеобразна... Многое ново в этой книге: нова
смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы
темы, например детская влюбленность; ново
непосредственное, бездумное любование
пустяками жизни...".
Особенно поддержал
Цветаеву при вхождении ее в литературу
Максимилиан Волошин, с которым она вскоре,
несмотря на большую разницу в возрасте,
подружилась. Вслед за "Вечерним альбомом"
появилось еще два стихотворных сборника
Цветаевой: "Волшебный фонарь"
(1912) и "Из двух книг"
(1913), - оба под маркой издательства "Оле-Лукойе",
домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга
юности Цветаевой, за которого в 1912 году она
вышла замуж.
В это время Цветаева
- "великолепная и победоносная" - жила
уже очень напряженной душевной жизнью.
Устойчивый быт уютного дома в одном из
старомосковских переулков, неторопливые
будни профессорской семьи - все это было
внешностью, под которой уже зашевелился "хаос"
настоящей, не детской поэзии. Жизнелюбие
Марины Цветаевой воплощалось прежде всего
в любви к России и к русской речи. Но как раз
при встрече с родиной поэта постигла
жестокая и непоправимая беда.
Годы первой мировой
войны, революции и гражданской войны были
временем стремительного творческого роста
Цветаевой. Она жила в Москве, много писала,
но печатала мало, и знали ее только завзятые
любители поэзии. С писательской средой
сколько-нибудь прочных связей у нее не
установилось. В январе 1916 года она съездила
в Петроград, где встретилась с М.Кузминым, Ф.Сологубом
и С.Есениным
и ненадолго подружилась с О.Мандельштамом.
Позже, уже в советские годы, изредка
встречалась с Пастернаком и
Маяковским,
дружила со стариком Бальмонтом. Блока
видела дважды, но подойти к нему не решилась.
Октябрьской
революции Марина Цветаева не поняла и не
приняла. В литературном мире Цветаева по-прежнему
держалась особняком. С настоящими
советскими писателями контакта почти не
имела, но и сторонилась той пестрой
буржуазно-декадентской среды, которая еще
задавала тон в литературных клубах и кафе.
Советская власть великодушно не замечала
фрондерства в стихах поэтессы, уделила
Цветаевой из своих скудных запасов паек,
печатала ее книжки в Государственном
издательстве ("Вёрсты",
"Царь-Девица"), а в мае
1922 года разрешила ей с дочерью Ариадной
уехать за границу - к мужу, который был белым
офицером, пережил разгром Деникина и
Врангеля, а к тому времени стал пражским
студентом.
За рубежом Цветаева
жила сперва в Берлине (недолго), потом три
года - в Праге; в ноябре 1925 года перебралась
в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная,
нищая. В самих столицах жить было не по
средствам, приходилось селиться в
пригородах или ближайших деревнях. Пейзажи
этих и других мест отразились в
произведениях Цветаевой ("Поэма Горы",
"Поэма Конца", многие стихи), причем
очень конкретно. Поначалу белая эмиграция
приняла Цветаеву как свою. Ее охотно
печатали и хвалили. Но вскоре же картина
существенно изменилась.
Прежде всего, для
самой Цветаевой наступило жестокое
отрезвление. Действительность не оставила
камня на камне от мифа о "русской Вандее".
Муж Цветаевой, С.Я.Эфрон, прошедший с белой
армией весь ее бесславный и преступный путь,
повинуясь голосу чести и совести, коренным
образом пересмотрел свои взгляды. Он
рассказал Цветаевой правду о "белом
движении", и она не могла не признать этой
суровой правды. Знаменательно, что
политические темы, которым Цветаева отдала
щедрую дань в стихах 1917-1921 гг., постепенно
выветриваются из ее творчества
эмигрантского периода. Характерен и такой
факт: Цветаева вывезла с собой из Советской
России рукопись целого сборника стихов ("Лебединый
стан"), посвященных "русской Вандее";
убедившись, что за всем, о чем она здесь
писала, не стояло ни исторической, ни
человеческой правды, она так и не
напечатала эту книжку, несмотря на
многочисленные и настоятельные
предложения.
Постепенно связи
Цветаевой с белой эмиграцией все более
ослабевают и наконец почти рвутся. Ее
печатают все меньше и меньше. Она пишет
очень много, но написанное годами не
попадает в печать или вообще остается в
столе автора. Если в 1922-1923 гг. ей удалось
издать за рубежом пять книжек, то в 1924 году -
уже только одну, а потом наступает перерыв
до 1928 года, когда вышел в свет последний
прижизненный сборник Цветаевой "После
России", включающий стихи 1922-1925 гг.
Большие ее вещи - "Поэма Горы",
"Поэма Конца", "Крысолов",
"Поэма Лестницы", "С
моря", "Попытка Комнаты",
"Новогоднее", "Поэма
Воздуха", драмы "Метель",
"Фортуна", "Конец
Казановы" ("Феникс"),
"Приключение", "Тезей"
("Ариадна"), "Федра"
- затеривались на страницах малотиражных
журналов и альманахов.
Поэзия Цветаевой
была монументальной, мужественной и
трагической. Мелководье эмигрантской
литературы было ей по ступню. Она думала и
писала только о большом - о жизни и смерти, о
любви и искусстве, о Пушкине и Гёте...
Независимость Цветаевой, ее смелые
эксперименты со стихом, самый дух и
направление ее творчества раздражали и
восстанавливали против нее большинство
эмигрантских литераторов. Один из них -
критик, считавшийся арбитром вкуса, без
обиняков говорил в печати о "нашем не
сочувствии" к поэзии Цветаевой, об ее "полной,
глубокой и бесповоротной для нас
неприемлемости".
В творчестве
Цветаевой все более крепнут сатирические
ноты. Чего стоит одна "Хвала богатым!".
В этом же ряду стоят такие сильные
стихотворения, как "Поэма Заставы", "Поезд",
"Полотерская", "Ода пешему ходу",
стихи из цикла "Стол", "Никуда не
уехали...", "Читатели газет",
отдельные строфы "Поэмы Горы", в
которых струится поистине обжигающая "лава
ненависти" к жалкому "царству
моллюсков", и, конечно, целиком - такие
яростно антимещанские, антибуржуазные вещи,
как "Крысолов" и "Поэма Лестницы".
Важное значение для
понимания позиции Цветаевой, которую
заняла она к 30-м годам, имеет цикл "Стихи к
сыну" (1932). Здесь она во весь голос говорит
о Советском Союзе как о новом мире новых
людей, как о стране совершенно особого
склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся
вперед - в будущее. Во тьме дичающего
старого мира самый звук СССР звучит для
поэта как призыв к спасению и весть надежды.
Личная драма
Цветаевой переплелась с трагедией века. Она
увидела звериный оскал фашизма - и успела
проклясть его. Победа гитлеризма в Германии,
гибель Испанской республики, мюнхенская
измена - все это вызвало в душе Цветаевой
страстный протест. Близкие ей люди - муж и
дочь - уехали в Советский Союз. Марина
Ивановна с сыном готовились к отъезду.
Последнее, что Цветаева написала в
эмиграции, - цикл гневных антифашистских
стихов о растоптанной Чехословакии,
которую она нежно и преданно любила (эти
стихи ей уже негде было печатать).
В 1939 году Цветаева
восстанавливает свое советское
гражданство и возвращается на родину.
Тяжело дались ей семнадцать лет,
проведенные на чужбине. Личные ее
обстоятельства сложились плохо: муж и дочь
подверглись необоснованным репрессиям.
Цветаева поселилась в Москве, занялась
переводами, готовила сборник избранных
стихотворений. Грянула война. Превратности
эвакуации забросили Цветаеву сперва в
Чистополь, потом в Елабугу. Тут-то и настиг
ее тот "одиночества верховный час", о
котором она с таким глубоким чувством
сказала в своих стихах. Измученная,
потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина
Ивановна Цветаева покончила с собой.
|