Поэтическая судьба А.А.Блока была связана с
самым крупным литературным течением русского
модернизма начала XX в. —
символизмом. Хотя
хронологически Блок принадлежал ко второму
поколению символистов — младосимволизму (вместе
с Блоком младосимволистами были
Андрей Белый, С.М.Соловьев, В.И.Иванов), —
именно его творчество, по мнению многих его
современников, явилось наиболее законченным и
универсальным воплощением всего русского
символизма.
Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в
Петербурге, в старой дворянской семье. Детские и юношеские годы поэта
прошли сначала в петербургском доме деда,
известного русского ботаника А.Н.Бекетова,
ректора Петербургского университета, затем в
квартире отчима — офицера Ф.Ф.Кублицкого-Пиоттух;
каждое лето семья выезжала в подмосковное имение
Шахматово.
В девять лет Блок
поступает в гимназию в Петербурге. Учится
средне. А в тринадцать лет Александр стал вместе
с двоюродными братьями издавать рукописный
журнал. В журнале он был и главным редактором, и
главным художником, и главным автором - помещал
в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В семье Бекетовых многие занимались литературным
трудом. Серьезное обращение к поэтическому
творчеству, во многом связанное с увлечением
юного Блока поэзией Жуковского,
Пушкина,
Лермонтова,
Тютчева,
Фета, Полонского,
приходится на период окончания им гимназии и
поступления в 1898 г. в Петербургский
университет
на юридический, а затем
на историко-филологический факультет.
Начальный этап творчества поэта отмечен двумя
важными событиями. Первое из них — глубокое
чувство любви Блока к Л. Д. Менделеевой,
увенчавшееся их браком в 1903 г. Второе —
увлечение философскими идеями В.С.Соловьева. Оба
события нашли свое отражение в первом
поэтическом сборнике Блока «Стихи о Прекрасной
Даме» (1904).
Выход первой книги сделал имя
автора широко известным и ввел его
в круг
символистов.
В период 1905—1907 гг. Блок с нарастающим
вниманием вглядывается в реалии окружающей его
повседневности, обнаруживая торжество стихийного
начала в драматической дисгармонии жизни. Этот
новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках
«Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска»
(1907), «Земля в снегу» (1908) и «Ночные часы»
(1911).
В эти же годы Блок создает цикл лирических
драм: «Балаганчик», «Король на площади» и
«Незнакомка» (1906), а позже — еще две драмы:
«Песня Судьбы» (1908) и «Роза и Крест» (1913), а
также печатает ряд публицистических и
литературоведческих статей («Безвременье»,
«Народ и интеллигенция», «О современном
состоянии русского символизма» и др.).
Содержание его творчества расширяется и
углубляется. Этому способствуют поездки в
Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и
особенно в Италию.
В период подготовки к изданию первого «Собрания
стихотворений» (1910-1912) Блок критически
пересматривает свой жизненный и творческий путь,
поделив его на три этапа, каждому из которых
поэт отводит одну книгу своей лирической
трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и
в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918-1921
гг.).
К 1915-1916 гг. творческая активность поэта
заметно снижается. Причиной тому были как
причины личные, психологические, так и
объективные — в первую очередь, начавшаяся летом
1914 г. мировая война. В это время Блок работает
над поэмой «Возмездие», но завершить ее не
успевает: летом 1916 г. его призывают в армию в
качестве табельщика одной из строительных дружин
и направляют на фронт, где, по его словам, он
живет «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей,
почти растительной».
После Февральской революции Блок возвращается в
Петербург и работает в качестве редактора
стенографических отчетов «Чрезвычайной
следственной комиссии». На протяжении всего 1917
г. Блок не создает ни одного поэтического
произведения. После октябрьского переворота Блок
поверил в «очистительную силу революции». «Он
ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами, — вспоминает его тетка М.А.
Бекетова, — и прислушивался к «музыке
революции», к тому шуму от падения старого мира,
который непрестанно раздавался у него в ушах, по
его собственному свидетельству».
Именно в это
время поэт переживает последний творческий
взлет, создав в течение января 1918 г. свои
известные произведения: статью «Интеллигенция и
революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение
«Скифы».
Блок включается в практическую деятельность по
культурному строительству: сотрудничает в
горьковском издательстве «Всемирная литература»,
является председателем управления Большого
драматического театра, членом коллегии
Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет
Петроградское отделение Всероссийского союза
поэтов.
Однако со временем многочисленные
заседания становятся ему в тягость. В окружающей
жизни он с отвращением обнаруживает торжество
бюрократизма, пошлости, мещанства в новом,
«революционном» варианте. Отсюда и горькая
запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она
изменилась, но не новая, не nuova), — вошь
победила весь свет, это уже свершившееся дело, и
все теперь будет меняться только в другую
сторону, а не в ту, которой жили мы, которую
любили мы». Это ускорило его смерть. Поэт умер в
Петрограде 7 августа 1921 г.
Стихотворения
А.Блока
Использованы материалы кн.: "История русской
литературы. XIX век."
/ Под. ред. В.Е.Красовского - М.: Филол. общ-во
"Слово", 1998 г. |