Родился Борис
Леонидович Пастернак 10 февраля 1890 года в
Москве, в Оружейном переулке. В
четырехлетнем возрасте Борис Пастернак
вместе со всей семьей переехал в казенную
квартиру Училища живописи, ваяния и
зодчества на Мясницкой против Почтамта.
Квартиру Пастернаков в то время посещали
известные, знаменитые и гениальные люди - не
только из среды художников. В квартире
Пастернаков импровизировались небольшие
домашние концерты, участие в которых
принимали Скрябин, Рахманинов. Борис
Пастернак называл началом своего
сознательного детства ночное пробуждение
от звуков фортепианного трио Чайковского,
которое играли для Л.Толстого и его семьи. В
1903 году семейство Пастернаков снимало дачу
в Оболенском под Москвой. Там они
познакомились с семьей композитора
Скрябина. Этим же летом Пастернак сломал
ногу, которая срослась с укорочением.
Постоянным усилием воли Пастернак умел
скрывать свою хромоту. Стихи Борис начал
писать летом 1909 года, но первое время он не
придавал им серьезного значения и свои
занятия поэзией не выказывал. Он в 1908 году
окончил классическую гимназию, а затем
учился на философском отделении историко-филологического
факультета Московского университета и
окончил его в 1913 году. Но, кроме этого, еще
учась в гимназии, он за шесть лет прошел
предметы композиторского факультета
музыки (кроме оркестровки) и готовился
сдавать экстерном. К 1912 году мать скопила
денег и предложила ему поехать за границу.
Пастернак выбрал Марбург, где в те годы
процветала знаменитая философская школа,
во главе которой стоял Герман Коген.
Пастернак поехал на летний семестр. Его
занятия протекали успешно, а Коген
пригласил Пастернака к себе домой. Но тот на
обед не пришел; тем самым Борис Леонидович
отказался от философской карьеры, и вскоре
уехал на две недели в Италию.
Среди
знакомых семьи Пастернаков особую роль
сыграл поэт Р.М.Рильке. Увлечение его
творчеством формировало поэзию Пастернака.
Огромное значение в его жизни имел Маяковский,
неизменно ценивший Пастернака, несмотря на
различные расхождения и даже небольшие
ссоры. Чтобы включиться в поэтическую жизнь
Москвы, Пастернак вошел в группу поэтов "Лирика",
возглавляемую Юлианом Анисимовым. Первыми
напечатанными стихами оказались те, что
вошли в сборник "Лирика", изданный в 1913
году. В 1914 году выходит его уже
самостоятельный сборник, названный "Близнец
в тучах". Сборник не привлек к себе
особенного внимания. Лишь Валерий
Брюсов одобрительно о нем отозвался. В
период между Февральской революцией и
Великой Октябрьской Пастернаком было
создано много стихотворных и прозаических
произведений. В 1922 году вышел сборник
стихов "Сестра моя - жизнь". Эта книга
принесла Пастернаку широкую известность, и
самим им воспринималась как утверждение
своей своей собственной творческой позиции.
Поэзия была для него внутренней, душевной
потребностью. Зарабатывать же переводами
он стал уже в 1918-1921 годах. В этот период им
было переведено 5 стихотворных драм Клейста
и Бена Джонсона, интермедии Ганса Сакса,
лирика Гёте, Лерберга и немецких
экспрессионистов. Отец, мать и сестры
Пастернака уехали в Германию в 1921 году для
длительного лечения отца.
В 1922 году
Пастернак женился на художнице Евгении
Владимировне Лурье. В эти годы писались
стихи, включенные в сборник "Темы и
вариации". История и собственная жизнь в
прошлом становятся для него главными
темами его больших произведений. В 1925 году
Пастернак стал писать стихотворный роман-поэму
"Спекторский", в значительной мере
автобиографический. Создается
стихотворный цикл "Высокая болезнь",
поэмы "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант
Шмидт". В 1928 году возникает замысел его
прозаической книги "Охранная грамота",
законченной им только два года спустя. В
поэзии положения "Охранной грамоты"
были применены и декларированы в сборнике
"Второе рождение". Сборник "Поверх
барьеров" выходил дважды - в 1929 и 1931 годах.
Он окончательно утвердил его положение в
поэзии. В 1931 году больная туберкулезом жена
Пастернака Евгения Владимировна уехала
лечиться в Германию. А он отправляется на
Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл "Волны",
в которых нашли отражение его впечатления
от Кавказа и Грузии. Пастернак увлекается
переводами с грузинского - особенно Паоло
Яшвили, Тициана Табидзе, а впоследствии
Николая Бараташвили. В 1938 году Пастернак
начинает переводить Шекспира. Первым он
перевел "Гамлета". Затем он работает
над переводами "Ромео и Джульеты", "Антония
и Клеопатры", "Отелло", двух частей
"Генриха IV", а далее - "Короля Лира" и "Макбета". Затем шли переводы
Ш.Петефи, "Марии Стюарт" Шиллера и "Фауста" Гёте. Над прозой в романном жанре он
начинал работать еще в 1918 году. Из нее получилось "Детство Люверс".
В 1933
году он начал снова писать прозу, которую продолжал с остановками до войны. Один
из вариантов создававшегося романа сгорел при пожаре. Уцелевшие главы были
посмертно опубликованы под названием "Начало прозы 1936 года". В 1952 году
Пастернак перенес тяжелый инфаркт, но напряженная творческая работа помогла ему
преодолеть болезнь и продолжать жизнь, ощущая вновь ее значимость. Он начал
писать новый цикл своих стихов - "Когда разгуляется". Цикл составил его
последнюю книгу. В последних своих стихах Пастернак не отступил от примет своего
стиля, своего отношения к природе, а именно природа, мысли о вселенной составили
главную тему его поэзии и близкой к поэзии поэтической прозы. Он стремился
писать понятнее, но всегда в пределах своего стиля. Умер Борис Леонидович
Пастернак 30 мая 1960 года после тяжелой болезни - рака легких. Он
предчувствовал свою смерть; умирал с полным сознанием неизлечимости болезни.
Произведения Б.Пастернака в
кратком содержании
|