Лермонтов
Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в
Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в
4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах
был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын
армейского капитана Юрия Петровича
Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны
Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы
значительного состояния пензенской
помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой
(1773-1845), принадлежавшей к богатому и
влиятельному роду Столыпиных. По линии
Столыпиных Лермонтов был в родстве или
свойстве с Шах-Гиреями, Хастатовыми,
Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и
одним из своих ближайших друзей Алексеем
Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.
Брак, заключенный против воли Арсеньевой,
был неравным и несчастливым; мальчик рос в
обстановке семейных несогласий. После
ранней смерти матери поэта бабушка, женщина
умная, властная и твердая, перенесшая всю
свою любовь на внука, сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детские впечатления
от семейной драмы отразились в творчестве
Лермонтова [драмы "Menschen und Leidenschaften" ("Люди
и страсти", 1830) и "Странный человек"
(1831), а также посвященные памяти отца
стихотворения "Ужасная судьба отца и
сына" (1831) и "Эпитафия" (1832)], прямо или
косвенно отразились в нем и родовые
предания.
Род Лермонтовых -
основатель шотландский офицер Георг (Юрий)
Лермонт, 17 в., - согласно этим преданиям,
восходит к полулегендарному шотландскому
поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.),
прозванному "Learmonth" ("шотландские
мотивы в "Желании" - "Зачем я не птица,
не ворон степной", 1831).
Детство поэта
проходило в имении Арсеньевой Тарханы
Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование (гувернер -
француз, бонна - немка, позднее
преподаватель - англичанин), с детства
свободно владел французским и немецким
языками. Уже ребенком Лермонтов хорошо знал
быт (в том числе и социальный) помещичьей
усадьбы, запечатленный в его
автобиографических драмах. Летом 1825
бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ;
детские впечатления от кавказской природы
и быта горских народов остались в его
раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие
горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827
семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л.
зачисляется полупансионером в 4-ый класс
Московского университетского благородного
пансиона, где получает систематическое
гуманитарное образование, которое
пополняет систематическим чтением. Уже в
Тарханах определился острый интерес
мальчика к литературе и поэтическому
творчеству; в Москве его наставниками
становятся А.З.Зиновьев, А.Ф.Мерзляков (у
которого он берет домашние уроки) и С.Е.Раич,
руководивший пансионским литературным
кружком. В стихах Л. 1828-30 есть следы
воздействия "итальянской школы" Раича
и воспринятой через нее поэзии К.Н.Батюшкого,
однако уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А.
С. Пушкина, байроническую
поэму (первоначально - в интерпретации
Пушкина), а также на литературно-философскую
программу любомудров в "Московском
вестнике". В ближайшие годы
байроническая поэма становится доминантой
раннего творчества поэта. В 1828-29 он пишет
поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег",
"Два брата".
В марте 1830 вольные
порядки Московского пансиона вызвали
недовольство Николая I (посетившего пансион
весной), и по указу Сената он был
преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов
уклоняется "по прошению" и проводит
лето в подмосковной усадьбе Столыпиных
Середниково (апрель - начало мая - июль 1830); в
том же году после сдачи экзаменов зачислен
на нравственно-политическое отделение
Московского университета. К этому времени
относится первое сильное юношеское
увлечение поэта - Екатериной
Александровной Сушковой (1812-1868), с которой
он познакомился у своей приятельницы А.М.Верещагиной.
С Сушковой связан лирический "цикл" 1830
["К Сушковой", "Нищий", "Стансы"
("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь",
"Подражание Байрону" ("У ног твоих не
забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей..."
и др.]. По-видимому, несколько позднее
Лермонтов переживает еще более сильное,
хотя и кратковременное чувство к Наталье
Федоровне Ивановой (1813-1875), дочери
драматурга Ф.Ф.Иванова; стихи т.н.
ивановского цикла ["Н.Ф.И...вой", "Н.Ф.И.",
"Романс к И...", "К*" ("Я не унижусь
пред тобою...") и др.] отличаются
повышенной драматичностью, включая мотивы
любовной измены, гибели и т.п.; общие контуры
романа с Ивановой отразились в драме "Странный
человек". Третьим по времени адресатом
лирических стихов Лермонтова начала 1830-х гг.
была Варвара Александровна Лопухина
(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра его
товарища по университету. Чувство к ней
Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным; по мнению близкого к поэту
А.П.Шан-Гирея, Лермонтов "едва ли не
сохранил... его до самой смерти своей".
Лопухина была адресатом или прототипом как
в ранних стихах ["К.Л." ("У ног других
не забывал...", 1831), "Она негордой
красотою...", 1832, и др.], так и поздних
произведений: "Валерик", посвящение к VI
редакции "Демона"; образе проходит в
стихотворениях "Нет, не тебя так пылко я
люблю", в "Княгине Лиговской" (Вера) и
др.
В 1832, разочарованный
казенной рутиной преподавания, Лермонтов
оставляет Московский университет и
переезжает в Петербург (июль-начало августа),
надеясь продолжить образование в
Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве
курсы. Чтобы не начинать обучение заново,
поэт не без колебаний принимает совет
родных избрать военное поприще; в ноябре 1832
сдает экзамены в Школу гвардейских
прапорщиков и кавалерийских юнкеров и
проводит два "страшных года" в
закрытом военном учебном заведении, где
строевая служба, дежурства, парады почти не
оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо
натуралистическом виде отразился в
обсценных т.е. юнкерских поэмах - "Петергофский
праздник", "Уланша", "Гошпиталь"
- все 1834). Она оживляется в 1835, когда
Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардейский
Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году
выходит поэма "Хаджи Абрек" [не считая
раннего стихотворения "Весна"], поэт
отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад",
работает над поэмами "Сашка", "Боярин
Орша", начинает роман "Княгиня
Лиговская". Он получает возможность
общения с литературными кругами Петербурга.
Сведения об этих контактах скудны; известно
о знакомстве Лермонтова с А.Н.Муравьевым, И.И.Козловым
и близким к формирующихся славянофильским
кружкам С.А.Раевским, что способствовало
укреплению уже определившегося интереса
поэта к проблемам национальной истории и
культуры. Раевский, один из близких друзей
Лермонтова (в 1837 пострадавший за
распространение "Смерти Поэта"), был
полностью посвящен в процесс работы над
романом "Княгиня Лиговская" (1836; не
окончен; опубликован в 1882), одна из сюжетных
линий которого опирается на историю
возобновившегося романа поэта с Сушковой.
В 1835-1836 Лермонтов
еще не входит в ближайший пушкинский круг; с
Пушкиным
он также не знаком. Тем более
принципиальный характер получает его
стихотворение "Смерть Поэта" (1837;
опубликовано в 1858), написанное сразу же
после гибели Пушкина.
Лермонтов говорил от лица целого поколения,
одушевляемого скорбью о гибели
национального гения и негодованием против
его врагов. Стихотворение мгновенно
распространилось в списках и принесло
Лермонтову широкую известность. Основную
тяжесть вины Лермонтов перенес на общество
и его верхушку - "новую аристократию"
("надменные потомки/ Известной подлостью
прославленных отцов"), не имеющую за
собой опоры в национальной исторической и
культурной традиции и составлявшую в
столице ядро антипушкинской партии,
сохранившей к поэту и посмертную ненависть.
Заключительные 16 строк стихотворения (написанные
позднее, 7 февраля) были истолкованы при
дворе как "воззвание к революции". 18
февраля 1837 Лермонтов был арестован;
началось политическое дело о "непозволительных
стихах". Под арестом поэт пишет несколько
стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был
ты, печальный мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу"
его "тюремной лирики": "Соседка",
"Пленный рыцарь" (оба - 1840) и др.
В феврале 1837 был
отдан высочайший приказ о переводе
Лермонтова прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге, был
оставлен для лечения (в Ставрополе,
Пятигорске, Кисловодске, апрель-начало мая -
1-ая половина сентября 1837); по пути
следования в полк он "изъездил Линию всю
вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы,
был в Шуше, В Кубе, в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски, с ружьем за плечами,
ночевал в чистом поле, засыпал под крик
шакалов..." (письмо Раевскому, 2-я половина
ноября - начало декабря 1837), в ноябре был в
Тифлисе, где, по-видимому, возникли связи с
культурной средой, группировавшейся вокруг
А.Чавчавадзе (тестя Грибоедова),
одного из наиболее значительных
представителей грузинского романтизма.
Лермонтов близко соприкасается с народной
жизнью, видит быт казачьих станиц, русских
солдат, многочисленных народностей Кавказа.
Все это проецируется в его творчество, в
частности, утвердив в нем
фольклористические интересы; в 1837 он
записывает сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"),
стремится передать колорит восточной речи
и психологию "турецкого" (тюркского, по-видимому,
азербайджанского) сказителя; в "Дарах
Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце" из фольклорной стихии
вырастает народный характер, с чертами
этнической определенности. В Пятигорске и
Ставрополе он встречается с Н.М.Сатиным,
знакомым ему по Московскому пансиону,
Белинским, доктором Н.В.Майером (прототип
доктора Вернера в "Княжне Мери");
знакомится с ссыльными декабристами (В.М.Голицыным,
В.Н.Лихаревым, М.А.Назимовым) и близко
сходится с А.И.Одоевским, памяти которого
посвятил прочувственное стихотворение ("Памяти
А.И.Одоевского").
Люди "поколения
1820-х", в частности декабристы (Назимов,
позднее Лорер), ощущали в Лермонтове
представителя иного поколения, зараженного
скептицизмом и социальным пессимизмом и
скрывающего от окружающих свой внутренний
мир под маской иронии и общественного
индифферизма. Внешне это нередко
выражалось у Лермонтова в стремлении
уклониться от разговора на серьезные темы,
в ироническом отношении к восторженности и
исповедальности; такая манера держать себя
оттолкнула в 1837 Белинского, привыкшего к
философским спорам в дружеских кружках.
Между тем для самого Лермонтова эти встречи
и разговоры стали творческим материалом: он
получал возможность, по контрасту,
осмыслить социально-психологические
признаки своего поколения. Результаты этих
наблюдений будут обобщены в образе
Печорина и в "Думе".
Во время ссылки и
позднее особенно раскрылось
художественное дарование Лермонтова, с
детства увлекавшегося живописью. Ему
принадлежат акварели, картины маслом,
рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты
и карикатуры; лучшие из них связаны с
кавказской темой.
Кавказская
ссылка была сокращена хлопотами бабушки
через А.Х.Бенкендорфа. В октябре 1837 был
отдан приказ о переводе Лермонтова в
Гродненский гусарский (в Новгородской
губернии), а затем в лейб-гвардейский
Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во
второй половине января 1838 Лермонтов
возвращается, а с середины мая 1838
обосновывается в Петербурге. 1838-1841 - годы
его литературной славы. Он сразу же
попадает в пушкинский литературный круг,
знакомится с Жуковским,
П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом,
ближе с В.Ф.Одоевским, принят в семействе
Карамзиных, которое становится наиболее
близкой ему культурной средой: он принимает
участие в домашних спектаклях и
развлечениях, устанавливает дружеские
отношения с постоянными посетителями
салона: Смирновой-Россет, И.П.Мятлевым (с
которым обменивается шуточными макаронич.
посланиями) Ростопчиной; у Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки читал
"Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственный
прижизненный сборник "Стихотворения"
и "Герой нашего времени".
Популярность
Лермонтова открыла ему двери в
великосветское общество, в которое он
стремился войти в целях психологического и
социального самоутверждения.
В 1838-1840 Лермонтов
входит в "Кружок шестнадцати" -
аристократическое общество молодежи,
частью из военной Среды [К.В.Браницкий-Корчак,
И.С.Гагарин, А.Н.Долгорукий, Столыпин (Монго)
и др.], объединенного законами
корпоративного поведения и политической
оппозиционностью участников, и, по
некоторым данным, играет в нем
первенствующую роль.
В феврале 1840 на
балу у графини Лаваль у Лермонтова
произошло столкновение с сыном
французского посланника Э.Барантом;
непосредственным поводом было светское
соперничество - предпочтение, отданное
Лермонтову кн. М.А.Щербатовой [адресатом
стихотворений "На светские цепи...", 1840;
ей же посвящена "Молитва" ("В минуту
жизни трудную", и, возможно,
стихотворение "Отчего"], которой был
увлечен Барант и в 1839-1940 увлечен Лермонтов.
Ссора, однако, переросла личные рамки и
получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля
состоялась дуэль, окончившаяся примирением.
Лермонтов тем не менее был предан военному
суду; под арестом (Ордонанс-гауз,
Арсенальная гауптвахта) его навещают
друзья и литературные знакомые, в т.ч.
Белинский, вынесший сильное впечатление от
разговора и самой личности Лермонтова (<Глубокий
и могучий дух! ... Я с ним спорил, и мне
отрадно было видеть в его рассудочном,
охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь
и людей семена глубокой веры в достоинство
того и другого. Я это сказал ему - он
улыбнулся и сказал: "Дай Бог!">" -
письмо Боткину 16-21 апреля 1840). Под арестом
состоялось новое объяснение Лермонтова с
Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840
был отдан приказ о переводе поэта в
Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. 3-5 мая Лермонтов выехал из
Петербурга; в Москве был на именинном обеде Н.В.Гоголя
(с А.И.Тургеневым, Вяземским, Е.А.Баратынским,
Хомяковым, Самариным; с последним сошелся
ближе других); посещал дом Н.Ф. и К.К.Павловых.
В июне он прибывает в Ставрополь, в главную
квартиру командующего войсками Кавказской
линии генерала П.Х.Граббе, а в июле уже
участвует в постоянных стычках с горцами и
в кровопролитном сражении при реке Валерик.
Очевидцы сообщали об отчаянной храбрости
Лермонтова, удивлявшей кавказских
ветеранов.
В начале февраля 1841,
получив двухмесячный отпуск, Лермонтов
приезжает в Петербург. Его представляют к
награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит столице 3
месяца, окруженный вниманием; он полон
творческих планов, рассчитывая получить
отставку и отдаться литературной
деятельности. Его интересует духовная
жизнь Востока, с которой он соприкоснулся
на Кавказе; в нескольких своих
произведениях он касается проблем "восточного
миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не
получив отсрочки, Лермонтов возвращается
на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и
получает разрешение задержаться для
лечения на минеральных водах. Он испытывает
прилив творческой активности; в его
записной книжке, подаренной накануне
отъезда В.Ф.Одоевским, один за другим
следуют автографы "Сна", "Утеса",
стихотворения "Они любили друг друга...",
"Тамара", "Свиданье", "Листок",
"Выхожу один я на дорогу...", "Морская
царевна", "Пророк" (к этим и многим
другим лермонтовским текстам обращались
известные русские композиторы: А.Л.Гурилев,
Ц.А.Кюи, А.С.Даргомыжский, А.Е.Варламов, Н.А.Римский-Корсаков
и многие другие). Однако предписания из
Петербурга категорически требуют, чтобы он
находился в полку.
В Пятигорске
Лермонтов находит общество прежних
знакомых, и в том числе своего товарища по
Школе юнкеров Мартынова. На одном из
вечеров в пятигорским семействе Верзилиных
шутки Лермонтова задели Мартынова,
человека неумного и болезненно
самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов;
не придавая значение размолвке, Лермонтов
принял его, не намереваясь стрелять в
товарища. 15 июля, около пяти часов вечера,
разразилась ужасная буря с молнией и громом.
И в это самое мгновение, отказавшийся
стрелять в Мартынова, Лермонтов был убит им
в пяти шагах - в грудь, навылет - между горами
Машуком и Бештау... Неясность некоторых
обстоятельств дуэли позднее порождала в
лермонтовской историографии версии об
организованном убийстве или заговоре, не
имеющие достаточных оснований. Гибель
Лермонтова имела широкий общественный
резонанс и была воспринята в литературных
кругах как непоправимая потеря для русской
литературы.
Творчество
Лермонтова, продолжавшееся неполных 13 лет
(1828-1841) с необыкновенной интенсивностью,
явилось высшей точкой развития русской
поэзии в послепушкинский период и открыло
новые пути русской прозе. С ним связывается
понятие "1830-е годы" (не в
хронологическом, а в историко-литературном
смысле: середины 1820 - начало 1840-х годов),
характеризующееся нарастанием интереса к
новейшим течением идеалистической и
религиозной философии (Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель)
и одновременно углублением общественного
самоанализа, диалектичности литературного
мышления, внимания к глубинным процессам
исторического процесса.
Поэмы М. Лермонтова
Стихотворения М. Лермонтова
|