Иван Алексеевич Бунин родился 22 (10 по
старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в
небогатой дворянской семье. Детские годы
будущего писателя прошли в поместьях Буниных
Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской
губернии. Получив домашнее начальное
образование, он в 1881-1886 гг. учился в Елецкой
гимназии, которую не закончил. Проходил курс
гимназии дома под руководством старшего брата
Юлия. Сложные материальные условия в семье
побудили Бунина рано начать самостоятельно
работать. В 1889-1895 гг. он был журналистом в
орловской периодике, служащим земской управы в
Полтаве, где жил его старший брат; посылал свои
первые литературные опыты — стихи и рассказы — в
столичные газеты и журналы. В эти годы Бунин
испытал серьезное воздействие этического учения
Л.Н.Толстого,
который позднее станет для писателя главным
художественным авторитетом.
По его собственным словам, в ту пору ему "все
казалось очаровательно: и люди, и природа, и
старинный, с цветными окнами, дом бабки, и
соседские усадьбы, и охота, и книги, один вид
которых давал почти физическое наслаждение,
и каждый цвет, каждый запах..."
Первое стихотворение Бунин напечатал в 1887
году, называлось оно "На смерть Надсона".
Переломным в судьбе начинающего писателя стал
1895 г., когда он оставил службу в Полтаве и
переехал сначала в Петербург, а затем в Москву,
где у него образовался широкий круг знакомств
среди писателей. Особенно важными были
знакомство с А.П.Чеховым и сближение с
участниками московского литературного кружка
«Среда» (в конце века в кружок входили
М.Горький,
А.И.Куприн,
Л.Н.Андреев, Н.Д.Телешов
и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х гг.).
Со второй половины 1890-х гг. Бунин активно
печатается, постепенно создавая себе репутацию
первостепенного писателя-реалиста. В 1900-е гг.
большая часть бунинских стихотворений и
рассказов публиковалась в изданиях издательства
«Знание», которым руководил М.Горький,
дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он
считал, талантом своего писательского поколения.
Одним из первых предсказал Бунину неординарную
литературную судьбу А.П.Чехов. Чеховское
дружеское участие очень многое дало молодому
писателю, а предсказание скоро стало
подтверждаться: вышедший в 1901 г. поэтический
сборник Бунина «Листопад» был отмечен
академической премией имени Пушкина, появление
его новых произведений одобрительно встречалось
большей частью влиятельных критиков, а в 1909 г.
писатель удостоился чести быть избранным
почетным членом Российской Академии наук.
В характере Бунина — нелюбовь к домоседству,
настойчивая тяга к перемене мест, стремление
постоянно разнообразить круг жизненных и
художественных впечатлений. Едва ли не главная
жизненная страсть Бунина — любовь к
путешествиям. Уже в 1880-е — 1890-е гг. он много
путешествовал по России, а в начале нового века
объездил Европу, странствовал по Ближнему
Востоку, побывал во многих странах Азии. Не
удивительно, что в качестве материала для своих
произведений Бунин нередко использовал не только
впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь
он знал и понимал исключительно глубоко), но и
свои зарубежные наблюдения.
Расширение тематики при этом не мешало, а скорее
помогало зоркости взгляда на жизнь России,
способствовало росту исторической и философской
масштабности этого взгляда. На фоне русского
реализма начала XX в. позиция Бунина по
отношению к русской жизни выглядела непривычно:
многим своим современникам писатель казался
невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и
блестящим мастером, а его суждения о России,
русском человеке, русской истории — слишком
отстраненными, внешними. Действительно,
при постоянном и остром ощущении своей
принадлежности русской культуре, «роду отцов
своих», переживании древности и величия Руси,
Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных
социальных тревог, избегал в своем
дореволюционном творчестве публицистичности (что
заметно отличало его от М.Горького,
А.И.Куприна,
Л.Н.Андреева и от некоторых поэтов-символистов).
При взгляде на Россию Бунину всегда была нужна
дистанция — хронологическая, а иногда и
географическая. Интересно, например, что в
Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и
повести о русской деревне, а находясь в России,
писал об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке.
Заметная особенность творчества Бунина — его
универсализм. Писатель одинаково ярко проявил
себя и как прозаик, и как поэт, и как
переводчик. Переводческая работа сопутствовала
писательскому росту: еще до публикации своих
первых стихов и рассказов он в 1886-1887 гг. с
увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в
последующие годы — Петрарку, Гейне, Верхарна,
Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих
других зарубежных классиков. Главной
переводческой работой Бунина стала «Песнь о
Гайавате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 г.
Школа поэтического перевода с ее поиском
единственно возможного слова — один из
источников бунинского исключительного словесного
мастерства. Работа над стихотворными переводами
помогла Бунину в совершенстве овладеть и формой
классического русского стиха.
В жизни писатель чрезвычайно ценил личную
независимость. Поэтому, даже сотрудничая с
М.Горьким (а в начальную пору своего
писательства — и с символистами
В.Я.Брюсовым и
К.Д.Бальмонтом), он избегал участия в
коллективных писательских акциях и сохранял
независимость своих художественных принципов.
Свойственна была ему и жажда первенства: он мог
согласиться в литературе только на роль солиста,
зачастую резковато отзываясь о достоинствах
своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы
ревниво относясь к возможным претендентам на
место «первого» русского писателя.
В 1910-е гг. Бунин вступил сложившимся
художником с устойчивой репутацией одного из
лучших в России мастеров слова. Если в
1890-1900-е гг. главное место в творчестве
Бунина занимало поэтическое творчество, то
позднее на первый план вышла проза, вобравшая в
себя органически присущий таланту писателя
лиризм. Предреволюционное десятилетие — время
создания таких бунинских шедевров, как повести
«Деревня» и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из
Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Захар Воробьев»,
«Легкое дыхание»,
«Грамматика любви» и др. К этому времени
окончательно определяются важнейшие принципы его
мировоззрения и творчества, достигают
отточенности
«фирменные» стилевые приемы.
Утверждение в России нового политического строя
заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а
в 1920 г. окончательно расстаться с родиной.
Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно
осудил. Его дневник революционных лет,
опубликованный в эмиграции под заголовком
«Окаянные дни»,
лучше всего объясняет причины, заставившие
писателя эмигрировать: заметки Бунина отличаются
высокой концентрацией страстной неприязни к
большевизму.
Эмигрантский период жизни и
творчества Бунина связан с Францией. Большую
часть эмигрантских лет писатель провел в городе Грасс недалеко от Ниццы. В отличие от других
русских эмигрантов, Бунин не считал, что
художник не может полноценно творить в отрыве от
родины. Почти все, что он написал в эмиграции,
принадлежит к его лучшим созданиям. Интересно,
что если перед революцией он многие рассказы
создавал на зарубежном материале, то в
эмиграции почти все произведения — о России.
Шедеврами эмигрантского периода творчества стали
повесть «Митина любовь», автобиографическая
книга «Жизнь Арсеньева» (одно из самых «бунинских»
произведений), сборник рассказов о любви
«Темные
аллеи» и художественно-философский трактат
«Освобождение Толстого». В 1933 году стал
лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за
выдающиеся литературные произведения). Последняя книга, над
которой работал Бунин и которую ему не удалось
завершить, — «О Чехове».
Писателя не стало 8 ноября 1953 г. Он
был похоронен
на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под
Парижем.
Литературно-критические статьи И.Бунина
Любовь в произведениях Бунина
Произведения И.Бунина в библиотеке
Стихотворения
И.Бунина
Использованы материалы кн.: "История русской
литературы. XIX век."
/ Под. ред. В.Е.Красовского - М.: Филол. общ-во
"Слово", 1998 г.
|