Леонид Николаевич
Андреев родился 21 августа 1871 года в г. Орле в
семье орловского мещанина, частного
землемера. На одной из городских окраин,
густо населенной мелким служилым людом,
прошли детские и юношеские годы писателя. В
1882 году он был зачислен в Орловскую
классическую гимназию, но учился плохо, а
пробелы в прохождении гимназического курса
активно восполнял самообразованием:
сначала читал сочинения русских
публицистов от Белинского, Добролюбова и
Чернышевского до Писарева и Салтыкова-Щедрина,
потом штудировал трактат Л.Толстого "В
чем моя вера?". Толстовская критика
официальной церкви оказала несомненное
влияние на духовное развитие молодого
Андреева, будущего автора повести "Жизнь
Василия Фивейского", пьес "Савва" и
"Анатэма".
У Андреева рано
проявилась неуравновешенность
психического склада, вызывавшая у него
длительные приступы безотчетной тоски,
болезненной меланхолии, даже отчаяния.
Трагическое мироощущение писателя в
значительной мере складывалось также под
влиянием пессимистических идей популярных
в то время немецких философов-идеалистов Э.Гартмана
и А.Шопенгауэра - их труды он основательно
изучил еще в гимназические годы.
Окончив
гимназию, Андреев в 1891 году поступил на
юридический факультет Петербургского
университета, однако через два года за
неимением средств к "уплате за слушание
лекций" был отчислен и продолжил
образование на 2-м курсе юридического
факультета Московского университета.
Успешно сдав государственные экзамены и
получив долгожданный диплом, Андреев с
энтузиазмом занялся юридической практикой
в звании помощника присяжного поверенного,
но быстро охладел к адвокатской
деятельности. Непосредственному участию в
проведении судебных дел он предпочитал
живую репортерскую работу. На страницах
газеты "Московский вестник" регулярно
появлялись его темпераментные, лаконично и
увлекательно написанные отчеты под
рубрикой "Из зала суда". А в 1898 году
началось сотрудничество Андреева в
ежедневной общественно-политической и
литературной газете "Курьер", где в
отделе хроники он публиковал свои
фельетоны, судебные очерки, театральные
рецензии и другие материалы под
псевдонимом Джемс Линч. Именно в "Курьере"
в апреле 1898 года состоялся дебют Андреева
как прозаика - был опубликован и подписан
подлинным именем и фамилией рассказ "Баргамот
и Гараська".
Дебют
этот не остался незамеченным - первый
рассказ Андреева был одобрен М.Горьким,
получил высокую оценку тогдашних
влиятельных критиков. Окрыленный успехом,
начинающий писатель ощутил в себе
необыкновенный прилив творческой энергии. С
1898 по 1904 год он написал свыше пятидесяти
рассказов, а в 1901 году издательство "Знание"
выпустило одно за другим восемь изданий
первого тома его сочинений. Перед молодым
писателем, быстро снискавшим у своего
поколения репутацию "властителя дум",
широко распахнулись двери редакций лучших
журналов, его талант признали Толстой,
Чехов,
Короленко, не говоря уже о
Горьком, с
которым у него завязались тесные дружеские
отношения (переросшие со временем в "дружбу-вражду"
и завершившиеся разрывом).
На
протяжении всего творческого пути Андреев,
по его собственному признанию, "как был,
так и остался вне партий", не приобщился
ни к одному из политических течений, хотя
всегда находился в непримиримой оппозиции
к существующей власти: в его произведениях
не переставали звучать бунтарские мотивы,
выражалось активное неприятие социальной
действительности, порабощающей волю
человека. Радикализм общественных,
философских, эстетических позиций Андреева
проявлялся прежде всего в сфере его
художественного мышления. На этой почве в
конце 1900-х годов произошел разрыв между ним
и Горьким, отразивший
их принципиальные разногласия в понимании
сущности и целей революции, в оценке путей
развития литературы. Горькому,
все более сближавшемуся с воинственной
идеологией революционного марксизма,
претили "непартийность" Андреева, его
неприятие открытой тенденциозности
художественного творчества, самые основы
его глубоко трагического мироощущения. В
свою очередь, Андреев считал горьковский
социальный оптимизм односторонне-категоричным,
уводящим литературу от постижения сложных,
мучительных противоречий жизни, от
трагического в искусстве. Действительность,
однако, не оправдывала надежд писателя на
грядущее революционное обновление
человеческого духа, что еще больше сгущало
вокруг него атмосферу тоскливого
одиночества.
Андреев
приветствовал Февральскую революцию 1917
года, но, убедившись в том, что свержение
самодержавия, крушение старого мира
сопровождаются разгулом насилия и
жестокости, он пережил едва ли не самое
горькое разочарование в жизни, которое уже
не смог преодолеть. Все больше его страшила
угроза со стороны большевиков - "безумцев,
которые губят Россию". Октябрьский
переворот он воспринял как начало великой
исторической трагедии для своей любимой
родины.
Из
Петрограда Андреев уехал в Финляндию,
отрезанную после революционных событий от
России. Там он продолжил работу над своим
последним произведением - романом-антиутопией
"Дневник Сатаны", оставшимся
незаконченным. Книга эта стала подведением
итогов жизненных и творческих поисков
писателя, в нее вошли размышления автора о
собственной жизни, о нереализованных
возможностях, о судьбе целого поколения
русской интеллигенции, а главное - об
опасности грядущего тоталитарного режима.
"Нет
России. Нет и творчества... Изгнанник трижды:
из дома, из России и из творчества" - так
сам писатель оценивал свое состояние
душевной апатии, растерянности, отчаяния,
достигшее апогея. Он намеревался уехать из
Финляндии, совершить путешествие по Европе
и Америке, мечтал о своем духовном
возрождении. Но этим планам не суждено было
сбыться: 12 сентября 1919 года писатель
скончался от сердечного приступа в
местечке Мустамяки на даче у одного из
друзей.
Источник: "Русская
литература XX века".
Проза Л.Андреева
|