Дмитрий Сергеевич
Мережковский родился 14 августа 1866 года в
Петербурге, в одном из императорских
дворцов - Елагинском, в семье
действительного тайного советника,
столоначальника придворной конторы. Его
прадед - Федор Мережки был войсковым
старшиной на Украине и служил в
Измайловском полку и, очевидно, тогда дед и
сменил украинскую фамилию на русскую; в
жилах бабушки текла кровь князей Курбских;
дед по материнской линии - из крупного
чиновничества - управлял канцелярией
петербургского оберполицмейстера (градоначальника).
В семье Мережковских было девять детей -
щесть сыновей и три дочери. Дмитрий -
младший из сыновей. Чувство семьи было
связано у Дмитрия Сергеевича с матерью. Они
испытывали друг к другу взаимную нежность.
Она умерла 20 марта 1889 года, когда Дмитрию
было 23 года...Отец был богат, но считал, что
дети сами должны обеспечивать свою жизнь.
Он умер в 1908 году, когда Дмитрий был в Париже.
Мережковский сначала учился в третьей
классической гимназии, затем, в 1884 году, он
поступил на историко-филологический
факультет Петербургского университета.
Увлекся теориями О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля,
Ч.Дарвина, проявил интерес к новейшей
французской литературе. Постигал он и
различные религиозные учения, а также
сектантство. Тогда же Мережковского
захватили народнические идеи.
Первые стихи начал писать еще в гимназии.
Впоследствии сам определил их как
подражание пушкинскому "Бахчисарайскому
фонтану". В 1880 году отец отвез сына к Ф.М.Достоевскому.
Достоевский
без восторга согласился прослушать стихи
молодого человека, после чего подвел итог:
"Чтоб хорошо писать - страдать надо,
страдать!". Встреча с Достоевским стала
одним из глубочайших переживаний юности.
В том же году Мережковский познакомился с С.Надсоном,
юнкером Павловского военного училища.
Через восемь лет после этого знакомства
вышел в свет первый сборник стихов Д.Мережковского,
и в их мотивах, их тональности угадывалось
некоторое влияние поэзии Надсона.
Темы стихотворений Д.Мережковского 1880-х гг.
- одиночество поэта ("Поэту наших дней"
(1884 г.):
"Молчи,
поэт, молчи: толпе не до тебя.
До скорбных дум твоих кому какое дело?
Твердить былой напев ты можешь про себя, -
Его нам слушать надоело...
Не каждый ли твой стих сокровища души
За славу мнимую безумно расточает, -
Так за глоток вина последние гроши
Порою пьяница бросает.
Ты опоздал, поэт: нет в мире уголка,
В груди такого нет блаженства и печали,
Чтоб тысячи певцов об них во все века
Во всех краях не повторяли.
Ты опоздал,
поэт: твой мир опустошен -
Ни колоса в полях, на дереве ни ветки,
От сказочных пиров счастливейших времен
Тебе остались лишь объедки...
Попробуй слить всю мощь страданий и любви
В один безумный вопль; в негодованье гордом
На лире и в душе все струны оборви
Одним рыдающим аккордом, -
Ничто не шевельнет потухшие сердца,
В священном ужасе толпа не содрогнется,
И на последний крик последнего певца
Никто, никто не отзовется!"
"Я хочу, но не в силах любить я людей://Я
чужой среди них..."), опустошенность души
("...в душе - ни веры, ни огня..."),
призрачность жизни и обманчивость чувств
("Не печаль, а только след печали, // Не
любовь, а только тень любви", "Безмолвным
сумраком полна душа моя: // Ни страсти, ни
любви с их сладостною мукой, - //Все замерло в
груди...лишь чувство бытия// Томит
безжизненною скукой"). Его лирический
герой - мрачный романтик, разочарованный,
отчаявшийся скептик, но и мечтатель, нечто
средне между Онегиным и Ленским, Печориным
и Грушницким.
В 1888 году Д.С.Мережковский предпринял
путешествие по Закавказью, остановился в
Боржоми и там познакомился с
девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. 8
января 1889 года, в Тифлисе, они обвенчались.
Вскоре молодые переехали в Петербург.
В начале 1890-х годов Д.С.Мережковский
сблизился с сотрудниками журнала "Северный
вестник", прежде всего с редактором А.Волынским.
Вокруг "Северного вестника"
объеденились первые русские символисты: Д.Мережковский,
З.Гиппиус, Н.Минский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и
другие. Выступления авторов "Северного
вестника" имели серьезный резонанс. Они
стали популярны. Популярной стала и поэзия
Мережковского. Его имя уже ассоциировалось
с литературной элитой, его стихи читали на
всевозможных журфиксах, а в 1892 году увидела
свет его вторая поэтическая книга - "Символы.
Песни и поэмы".
Тогда же он выступил с публичной лекцией
"О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы". В 1893
году лекция была издана отдельной книгой.
Работа Мережковского не наносила удар по
эстетике русской классической литературы.
Более того, в ней указывалось на наличие
всех трех признаков нового искусства (а
именно: мистического содержания, символов,
расширения художественной
впечатлительности) уже в творчестве
Толстого,
Тургенева,
Достоевского,
Гончарова. Новое искусство, по убеждению
Мережковского, лишь продолжает эти
тенденции классики.
Союз с А.Волынским был недолгим. Волынский
далеко не все принимал в философии
символизма, и его сближение с Мережковским
произошло прежде всего на почве их хлопот о
новой поэзии и негативного отношения к
гражданским приорететам утвердившейся
литературной критики. Первый роман
Мережковского "Отверженный" (впоследствии
"Смерть богов. Юлиан Отступник")
опубликован в 1895 году на страницах журнала
в урезанном и искаженном виде - сказалась
редактура Волынского. Уже следующий роман -
"Леонардо Да Винчи" в "Северном
вестнике" напечатан не был.
Вскоре Мережковский сблизился с
дягилевским окружением - художественные и
литературные "Сливки" той поры,
собрания которых проходили в доме С.П.Дягилева.
В этой творческой атмосфере зародился
блистательный ежемесячный журнал "Мир
искусства". Редакция расположилась в
квартире Дягилева.
Литературный отдел в журнале вел Д.В.Философов,
с которым Д.Мережковский познакомился еще в
1892 году, когда тот еще был студентом
Петербургского университета. С 1901 года
началась их пятнадцатилетняя дружба.
Мережковский, Гиппиус и Философов
объединились в тройственный союз, в общину
единомышленников, смыслом существования
которой стало утверждение идей Третьего
Завета, царства Духа. По инициативе Д.Философова
журнал предоставил свои страницы
Мережковскому, Минскому, Розанову, Гиппиус,
Шестову... Самая значительная литературно-критическая
работа Мережковского, в которой он выступил
и как религиозный мыслитель, - "Лев
Толстой и Достоевский"-
опубликована в "Мире искусства" (1901-1902).
Религиозно-философское направление
постепенно завоевывало журнальное
пространство, что стало причиной
недовольства Бенуа. В редакции
обозначилось два полюса: философский и
художественный. В 1903 году эти разногласия
выплеснулись на страницы "Нового пути"
полемикой Бенуа с Мережковским.
Однако своим интересам Мережковский не
изменил: он целиком сосредоточился на
религиозно-философских вопросах, на
истории, современности и будущем
христианства и Христианской Церкви.
В 1902 году Мережковский занялся созданием
литературного журнала "Новый путь",
первый номер которого вышел в свет в ноябре
1902 года. В журнале печатались религиозные
произведения, идеи Соловьева, отчеты с
Религиозно-философских собраний. В апреле
1905 года синодальная власть запретила
Религиозно-философские собрания.
Мережковский, дабы удержать журнал на плаву,
написал роман "Петр и Алексей".
Политическую тему в журнале был приглашен
вести С.Булгаков. Разногласия между
Мережковским и группой Булгакова привели к
тому, что Мережковский вместе с Гиппиус
добровольно устранились от сотрудничества
в журнале, сохранив дружеские отношения с
Булгаковым и редакцией в целом.
Еще в 1890-е годы Мережковский начал писать
первую трилогию, в которой выразил свою
философию истории и свой взгляд на будущее
человечества. Трилогия получила название
"Христос и Антихрист".
В 1904 году произошла личная встреча
Мережковского с Толстым.
Это произошло в Ясной Поляне.
Летом 1905 года Мережковский заговорил о
поездке за границу. 14 марта 1906 года он и
Гиппиус покинули Петербург и через день уже
были в Париже. Там они встречаются с А.Белым,
Н.Минским, К.Бальмонтом, А.Бенуа, сближаются
с Г.Плехановым и Б.Савинковым. Парижская
деятельность Мережковского направлена на
утверждение "нового религиозного
сознания", внутрнней Церкви. Для этого
устраиваются русские "субботы",
читаются лекции. 11 июня 1908 года
Мережковский и Гиппиус возвратились в
Россию.
В 1908 году одна за другой вышли книги
Мережковского "Не мир, но меч. К будущей
критике христианства" и "В тихом омуте".
13 января 1910 года в книжных магазинах
появилась его книга "Больная Россия", в
состав которой вошли статья,
опубликованные в газете "Речь" в конце
1908 и в 1909 году.
Основной пафос его работ 1908-1909 годов
сводился к тому, что христианская идея в
России вывернута наизнанку. В 1908 году он
завершил начатую еще в Париже драму "Павел
I". Затем были написаны романы "Александр
I" (1913) и "14 декабря" (1918). Эти вещи
образовали трилогию. При первой публикации
романа "14 декабря" вся трилогия была
названа "Зверь из Бездны".
Мережковский выступил как неохристианин не
только в своих романах и публицистике, но и
в литературно-критических работах. Его
дебют как литературного критика состоялся
в 1888 году в "Северном вестнике". Это
была статья о Чехове
- "Старый вопрос по поводу нового таланта".
В дальнейшем последовал целый ряд статей -
опять о Чехове,
а еще о Короленко,
Розанове, Андрееве, Чаадаеве, Достоевском,
Тургеневе,
Майкове, Гончарове,
Льве
Толстом, Лермонтове,
Гоголе, Некрасове,
Тютчеве...
Октябрьскую революцию Мережковский принял
враждебно. В конце 1919 года он и Гиппиус
оставили Петербург и отправились в Польшу
вместе с Д.В.Философовым и студентом
филологического факультета Петербургского
университета В.А.Злобиным. Но вскоре, в
ноябре 1920 года, чета Мережковских
перебралась в Париж.
В эмиграции Мережковский работал с такой же
творческой жадностью, как и в России. С 1924 по
1939 года он выпустил множество литературных
произведений: роман "Тутанкамон на Крите"
(1924), "Мессия" (1925), "Тайна трех. Египет
и Вавилон" (1925), "Наполеон" (1929),
""Тайна Запада: Атлантида - Европа"
(1931), "Иисус Неизвестный" (1932-1933), "Павел
и Августин" (1937), "Франциск Ассизский"
(1938), "Данте", "Мессия" (1939).
За границей Мережковский яростно осуждал
большевизм, и даже съездил в Италию, чтобы
просить фашистского диктатора Муссолини
совершить крестовый поход против
Советского Союза, на что тот ответил
отказом. После возвращения в Париж осенью
1941 год, заклейменный русской эмиграцией за
германофильство (распространение взглядов
Германии), он оказался в общественной
изоляции. Однако вести о зверствах
гитлеровских войск в России заставили
Мережковского усомниться в своем выборе.
Незадолго до смерти он, по свидетельству В.Мамченко,
осудил Гитлера.
Дмитрий Сергеевич Мережковский
скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года.
|