Андрей Белый
- Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 - 8.1.1934)
родился и вырос в среде московской
интеллигенции, в семье знаменитого
математика, профессора Московского
университета Николая Васильевича Бугаева.
Летние месяцы семья Бугаевых проводила в
Подмосковье, и мальчик с детства мог
приобщиться к миру поместно-деревенской
России, где как бы воедино слились красота
русского пейзажа и величие культуры,
творимой жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в университете Белый ежедневно
посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги
Михайловны Соловьевых - родителей своего
друга Сергея. "Не чайный стол - заседание
Флорентийской академии", - с
благодарностью вспоминал Белый дом
Соловьевых, где бывали, старший брат
Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена
Соловьева, философ Сергей Николаевич
Трубецкой, историк Василий Осипович
Ключевский, позднее - Брюсов,
Мережковский,
Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых,
были поддержаны первые литературные опыты
Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог
Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей
Белый" (белый - священный, утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое
сочетание всех цветов - любимый цвет
Владимира Соловьева ).В 1900 году Бугаев окончательно решает стать
писателем. В этом году создана первая из
четырех его "симфоний" - "Северная"
или "Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что,
называя свои первые прозаические опыты "симфониями",
он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии"
Белого больше схожи с сонатами. Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" - одна из
центральных жанро- и сюжетообразующих тем
всего творчества Белого. Белый часто
обращался к лейтмотивной технике ведения
повествования. То есть выделение в
произведении одной, двух и более главных
тем, к которым повествователь возвращается
через определенные промежутки времени. Уже
во второй "симфонии" с темой "вечного
возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же
странице возникает образ солнца - зловещий
"глаз", уставившийся на землю и
проливающий на нее потоки "металлической
раскаленности". Первый поэтический
сборник Белого "Золото в лазури"
выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту
- автору книги "Будем как Солнце". Также
в этом сборнике Белый отождествляет солнце
с образом Золотого руна. В стихотворном
цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в символическое
иносказание о жизненных целях своего
поколения - поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все
стихотворения раздела "Золото в лазури".
В будущее, которое - согласно логике "возврата"
- уже было ! Поэтому оно может выступать в
масках:
- "прежнего счастья"
- "старины":
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым, - старина, окружившая
нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"
- образов прошлой культуры (раздел "Прежде
и теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало нового периода
жизнетворчества Андрея Белого. Во время
этого периода Белый влюбляется в жену Блока
Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это
чувство, перевернувшее всю жизнь Белого,
зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906
года отношение людей, составляющих роковой
треугольник достигли крайнего напряжения.
Любовь Дмитриевна расстается с Белым на
десять месяцев, чтобы все обдумать и
принять окончательное решение. Летом
Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре происходит
решительное объяснение. Резко и
безжалостно отвергнутый, Белый оказывается
на грани умопомешательства. Из Петербурга
он сразу уезжает за границу, где начинается
период исцеления от перенесенного удара,
растянувшийся на 1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию
сквозь призму лирики Некрасова.
Памяти Некрасова
посвящается сборник стихотворений "Пепел"
(1908) Стихотворения сборника тщательно
отобраны и расположены в очень продуманном
порядке. В него не вошли многие из
стихотворений, написанных одновременно со
стихами "Пепла", - из них Белый составил
следующий сборник "Урна"(1909).
Идея "Пепла" точнее всего
сформулирована самим Белым: "Пепел" -
книга самосожжения и смерти, но сама смерть
есть только завеса, закрывающая горизонты
дальнего, чтоб найти их в ближнем".
Сборник выстроен по линии все большего и
большего просветления "горизонта" (недаром
один из последних разделов сборника
называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это система
вписанных друг в друга кругов сжимающихся
по мере приближения к "центру". Первый
"круг" самый большой, - почти что
безграничные, "пустые", "страшные",
голодные пространства России, в которых
обречен на рассеяние измученный болезнями,
голодом и пьянством народ:
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса -
сквозная тема сборника - особенно
акцентирована в этом разделе. Естественная
реакция человека на встречу с хаосом -
первобытное чувство священного ужаса. Это
чувство выражено в образах:
- "неизвестности"
- "оторопи":
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти:
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" - "Деревни"
- имеет более четкие контуры. Оно уже не
пусто, а насыщено предметами, подчеркнуто
обыденными. В контексте общего замысла
сборника и высунутый "красный язык"
висельника, и стаи то черных, то изумрудных
мух, и кровь, свищущая пеной "из-под
красной рукоятки" -символы безысходной,
тупиковой, совершающейся в одномерном
пространстве смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хрястнул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город"
еще конкретнее: Москва "пира во время
чумы". Ритуальная пляска Смерти
перенесена в "Городе" с открытых
пространств России в замкнутый мирок
квартир:
...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди,
которые не видят ничего вокруг себя. Среди
участников "пиров" только один поэт-арлекин
знает о том что творится за окнами. Поэт-пророк
выступает не только в маске шута-арлекина,
но и в облике страстотерпца:
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе
"Безумие":
- венок из "колючей крапивы" :
Над простором плету, неподвижен,
Из колючей крапивы венок ...
"В полях"
- приложенный к "челу пучок колючего
чертополоха"
- бегущая с чела кровавая струя:
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это мотивы,
которые возвращают надежду. Она слабо
забрезжит в последнем стихотворении
раздела - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы":
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим
стихотворным сборником Андрея Белого.
Следующий его сборник - "Урна" (1909). Этот
сборник посвящен Брюсову.
Большинство стихотворений сборника носят
элегический характер, хотя в "Урне"
содержатся и глубоко личные, почти что
дневниковые записи о пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
-Уйду, сокрытый мглой ночной,
В ночное ,в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна" - последнее, что создал Андрей
Белый в драматическое четырехлетие (1905 - 1908
гг.).
В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.
В конце 1910 молодожены едут в путешествие по
Северной Африке. Вернувшись из этого
путешествия весной 1911 году в Россию Белый
пишет "Путевые заметки" - самое светлое
произведение из всех им написанных. В марте
1912 года он с женой уезжает в Европу, где
живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.
Россия ожидает его. С Россией Белый
переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
- Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное в августе 1917 года самое
знаменитое из стихотворений Белого точнее
всего передает отношение поэта к свержению
царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает
писать поэму "Первое свидание" -
реквием по сгоревшему в буревой стихи миру,
по своей молодости, по гибнущей русской
культуре.
"Первое свидание" - вершина поэзии
Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был завершен первый том
из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые
формы искусства, в которых художник мог бы
пережить себя слиянным со всеми видами
творчества... Я хотел вырываться из тусклого
слова к яркому", - признавался Белый, и
действительно, поиск, беспокойство,
движение образуют самое существо его
человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют
исключения, скорее даже наоборот :
пробуются все новые формы, жанры, стили,
писатель сочетает работу над "Москвой"
с путевыми заметками "Ветер с Кавказа"
и "Армения", с трудами по стиховедению,
философскими этюдами и
культурологическими опытами, обращается к
театральным инсценировкам и даже
киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след
в творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной
прозы". |