Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Список писателей Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакт


:: Анна Андреевна Ахматова ::


Анна Андреевна Ахматова


ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Анна Андреевна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась в 1889 году в Одессе, в семье морского инженера. В годовалом возрасте Ахматова вместе с родителями переезжает в Царское Село.

Читать девочка училась по "Азбуке" Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, заговорила по-французски. Стихи она начала писать в одиннадцать. В 1906 году Ахматова закончила Мариинскую женскую гимназию в Киеве. После гимназии Ахматова была слушательницей высших историко-литературных женских курсов Раева в Петербурге. В 1905 году родители Анны расстались, мать увезла детей из Царского Села. В 1909 году Ахматова принимает предложение Николая Гумилева, и в 1910 году выходит за него замуж. В 1912 году у Ахматовой родился сын - Лев.

В 1912 году выходит первый сборник стихов Ахматовой "Вечер" (сборник вышел в количестве 300 экземпляров). В марте 1914 года выходит сборник "Четки". В 1917 году - "Белая Стая"; в 1921 - "Подорожник"; в 1922 году выходит книга "Anna Domini". Эти сборники принесли поэтессе широкое литературное признание. В них отчетливо обозначились определяющие черты поэзии Ахматовой: точность психологических наблюдений, сюжетная динамика, умелое использование житейской детали, афористичность, лаконизм.

Октябрьскую революцию не приняла, но всегда оставалась верна своей любви к Родине. Гражданской декларацией стали её стихотворения "Мне голос был", "Не с теми я, кто бросил землю". Судьба Ахматовой изобилует драматическими событиями: гибель мужа, арест сына, искусственная изоляция от общественно-литературной жизни: с половины двадцатых до сороковых годов её произведения не появлялись в печати, грубой, необоснованной критике подверглась она в 1946 году. Но мужество, чувство человеческого достоинства, высокое представление о поэтическом предназначении победили. После того, как Ахматова из Ташкента переехала в Москву, появляются её сборники: "Из 6 книг", "Бег времени", "Седьмая книга", включившая в себя цикл "Ветер войны".

Ахматова подчеркивала, что особое место в её творческой эволюции занимает "Поэма без героя" (1940-1962 гг.) и "Реквием" (1935-1940 гг.). Писательница создала серию лирических портретов, международных эссе (например "Венок мертвым", "Листки из дневника"). Значителен её вклад в отечественное пушкиноведение ("Последняя сказка Пушкина", "Каменный гость"). Много занималась переводами. В 50-60 гг. к Ахматовой пришло всемирное признание, ей были присуждены и международная премия "Этна-Таормина", и почетное звание доктора Оксфордского университета. В 1965 году у Ахматовой случается последний прижизненный инфаркт. В 1966 году Ахматова умирает.


:: Автобиография (до 1965 года) ::


Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские; зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду". Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910 я вышла замуж за Н.С.Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие потом в мою первую книгу. В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом - я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновиденье, которое помнишь всю жизнь. В 1912 году вышел мой первый сборник стихов "Вечер". Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. 1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. В марте 1914 года вышла вторая книга - "Четки". Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была тонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе. 

Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи "Четок" и "Белой стаи". "Белая стая" вышла в сентябре 1917 года. К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем "Четки". Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал - книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются.

После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов "Подорожник", в 1922 году - книга "Anno Domini". Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамена Константа и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны. Работы "Александрина", "Пушкин и Невское взморье", "Пушкин в 1828 году", которыми я занимаюсь почти двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина". 

С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать. Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мая 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. 

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" - последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи - я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенко. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом. Меня давно интересовали вопросы художественного перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас. В 1962 году я закончила "Поэму без героя", которую писала двадцать два года. 

Прошлой весной, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риму и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж. Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Анна Ахматова, 1965 год. 


Стихотворения А.Ахматовой



:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Rambler's Top100