Анна Андреевна
Ахматова (настоящая фамилия - Горенко)
родилась в 1889 году в Одессе, в семье
морского инженера. В годовалом возрасте Ахматова вместе с
родителями переезжает в Царское Село.
Читать девочка училась по "Азбуке"
Льва
Толстого. В пять лет, слушая, как
учительница занимается со старшими детьми,
заговорила по-французски. Стихи она начала
писать в одиннадцать. В 1906 году Ахматова
закончила Мариинскую женскую гимназию в
Киеве. После гимназии Ахматова была
слушательницей высших историко-литературных
женских курсов Раева в Петербурге. В 1905 году родители Анны расстались, мать
увезла детей из Царского Села. В 1909 году Ахматова принимает предложение
Николая
Гумилева, и в 1910 году выходит за него
замуж. В 1912 году у Ахматовой родился сын -
Лев.
В 1912 году выходит первый сборник стихов
Ахматовой "Вечер" (сборник вышел в
количестве 300 экземпляров). В марте 1914 года
выходит сборник "Четки". В 1917 году - "Белая
Стая"; в 1921 - "Подорожник"; в 1922 году
выходит книга "Anna Domini". Эти сборники
принесли поэтессе широкое литературное
признание. В них отчетливо обозначились
определяющие черты поэзии Ахматовой:
точность психологических наблюдений,
сюжетная динамика, умелое использование
житейской детали, афористичность, лаконизм.
Октябрьскую революцию не приняла, но всегда
оставалась верна своей любви к Родине.
Гражданской декларацией стали её
стихотворения "Мне голос был", "Не с
теми я, кто бросил землю". Судьба
Ахматовой изобилует драматическими
событиями: гибель мужа, арест сына,
искусственная изоляция от общественно-литературной
жизни: с половины двадцатых до сороковых
годов её произведения не появлялись в
печати, грубой, необоснованной критике
подверглась она в 1946 году. Но мужество,
чувство человеческого достоинства, высокое
представление о поэтическом
предназначении победили. После того, как Ахматова из Ташкента
переехала в Москву, появляются её сборники:
"Из 6 книг", "Бег времени", "Седьмая
книга", включившая в себя цикл "Ветер
войны".
Ахматова подчеркивала, что особое место в
её творческой эволюции занимает "Поэма
без героя" (1940-1962 гг.) и "Реквием"
(1935-1940 гг.). Писательница создала серию
лирических портретов, международных эссе (например
"Венок мертвым", "Листки из дневника").
Значителен её вклад в отечественное
пушкиноведение ("Последняя сказка
Пушкина", "Каменный гость"). Много
занималась переводами. В 50-60 гг. к Ахматовой
пришло всемирное признание, ей были
присуждены и международная премия "Этна-Таормина",
и почетное звание доктора Оксфордского
университета. В 1965 году у Ахматовой
случается последний прижизненный инфаркт.
В 1966 году Ахматова умирает.
:: Автобиография
(до 1965 года) ::
Я
родилась 23 июня 1889 года под Одессой (Большой
Фонтан). Мой отец был в то время отставной
инженер-механик флота. Годовалым ребенком я
была перевезена на север - в Царское Село.
Там я прожила до шестнадцати лет.
Мои
первые воспоминания - царскосельские;
зеленое, сырое великолепие парков, выгон,
куда меня водила няня, ипподром, где скакали
маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и
нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую
оду". Каждое лето я проводила под
Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и
там подружилась с морем. Самое сильное
впечатление этих лет - древний Херсонес,
около которого мы жили.
Читать
я училась по азбуке Льва Толстого. В пять
лет, слушая, как учительница занималась со
старшими детьми, я тоже научилась говорить
по-французски. Первое стихотворение я
написала, когда мне было одиннадцать лет.
Стихи начались для меня не с Пушкина
и Лермонтова,
а с Державина и Некрасова.
Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я
в Царскосельской женской гимназии. Сначала
плохо, потом гораздо лучше, но всегда
неохотно. В 1905 году мои родители расстались,
и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год
прожили в Евпатории, где я дома проходила
курс предпоследнего класса гимназии,
тосковала по Царскому Селу и писала великое
множество беспомощных стихов. Отзвуки
революции Пятого года глухо доходили до
отрезанной от мира Евпатории. Последний
класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской
гимназии, которую и окончила в 1907 году.
Я поступила на
юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать
историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто
юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910 я вышла замуж за
Н.С.Гумилева,
и мы поехали на месяц в Париж. Переехав в
Петербург, я училась на Высших историко-литературных
курсах Раева. В это время я уже писала стихи,
вошедшие потом в мою первую книгу. В 1910 году
явно обозначился кризис символизма, и
начинающие поэты уже не примыкали к этому
течению. Одни шли в футуризм, другие - в
акмеизм. Вместе с моими товарищами по
Первому Цеху поэтов - Мандельштамом,
Зенкевичем, Нарбутом - я сделалась
акмеисткой.
Весну
1911 года я провела в Париже, где была
свидетельницей первых триумфов русского
балета. В 1912 году проехала по Северной
Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья,
Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской
живописи и архитектуры было огромно: оно
похоже на сновиденье, которое помнишь всю
жизнь. В 1912 году вышел мой первый сборник
стихов "Вечер". Напечатано было всего
триста экземпляров. Критика отнеслась к
нему благосклонно. 1 октября 1912 года родился
мой единственный сын Лев. В марте 1914 года
вышла вторая книга - "Четки". Жизни ей
было отпущено примерно шесть недель. В
начале мая петербургский сезон начал
замирать, все понемногу разъезжались. На
этот раз расставание с Петербургом
оказалось вечным. Мы вернулись не в
Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу
попали в XX, все стало иным, начиная с облика
города. Казалось, маленькая книга любовной
лирики начинающего автора должна была
тонуть в мировых событиях. Время
распорядилось иначе.
Каждое
лето я проводила в бывшей Тверской губернии,
в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не
живописное место: распаханные ровными
квадратами на холмистой местности поля,
мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца",
хлеба, хлеба... Там я написала очень многие
стихи "Четок" и "Белой стаи". "Белая
стая" вышла в сентябре 1917 года. К этой
книге читатели и критика несправедливы.
Почему-то считается, что она имела меньше
успеха, чем "Четки". Этот сборник
появился при еще более грозных
обстоятельствах. Транспорт замирал - книгу
нельзя было послать даже в Москву, она вся
разошлась в Петрограде. Журналы
закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие
от "Четок" у "Белой стаи" не было
шумной прессы. Голод и разруха росли с
каждым днем. Как ни странно, ныне все эти
обстоятельства не учитываются.
После
Октябрьской революции я работала в
библиотеке Агрономического института. В 1921
году вышел сборник моих стихов "Подорожник",
в 1922 году - книга "Anno Domini". Примерно с
середины 20-х годов я начала очень усердно и
с большим интересом заниматься
архитектурой старого Петербурга и
изучением жизни и творчества Пушкина.
Результатом моих пушкинских штудий были
три работы - о "Золотом петушке", об "Адольфе"
Бенжамена Константа и о "Каменном госте".
Все они в свое время были напечатаны. Работы
"Александрина", "Пушкин и Невское
взморье", "Пушкин в 1828 году",
которыми я занимаюсь почти двадцать
последних лет, по-видимому, войдут в книгу
"Гибель Пушкина".
С
середины 20-х годов мои новые стихи почти
перестали печатать, а старые -
перепечатывать. Отечественная война 1941
года застала меня в Ленинграде. В конце
сентября, уже во время блокады, я вылетела
на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в
Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о
фронте. Как и другие поэты, часто выступала
в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В
Ташкенте я впервые узнала, что такое в
палящий жар, древесная тень и звук воды. А
еще я узнала, что такое человеческая
доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мая 1944 года я прилетела в весеннюю Москву,
уже полную радостных надежд и ожидания
близкой победы. В июне вернулась в
Ленинград.
Страшный
призрак, притворяющийся моим городом, так
поразил меня, что я описала эту мою с ним
встречу в прозе. Тогда же возникли очерки
"Три сирени" и "В гостях у смерти" -
последнее о чтении стихов на фронте в
Териоках. Проза всегда казалась мне и
тайной и соблазном. Я с самого начала все
знала про стихи - я никогда ничего не знала о
прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но
я, конечно, не верила. Позвала Зощенко.
Он велел кое-что убрать и сказал, что с
остальным согласен. Я была рада. Потом,
после ареста сына, сожгла вместе со всем
архивом. Меня давно интересовали вопросы
художественного перевода. В послевоенные
годы я много переводила. Перевожу и сейчас.
В 1962 году я закончила "Поэму без героя",
которую писала двадцать два года.
Прошлой
весной, накануне дантовского года, я снова
услышала звуки итальянской речи - побывала
в Риму и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала
на родину Шекспира, увидела британское небо
и Атлантику, повидалась со старыми друзьями
и познакомилась с новыми, еще раз посетила
Париж. Я не переставала писать стихи. Для
меня в них - связь моя с временем, с новой
жизнью моего народа. Когда я писала их, я
жила теми ритмами, которые звучали в
героической истории моей страны. Я
счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.
Анна
Ахматова, 1965 год.
Стихотворения
А.Ахматовой
|