—
(слово-«калька» с
древнегреч.
pous
или
лат.
pes
— нога, стопа,
ступня) — сочетание одного ударного
и одного или двух безударных слогов.
Как
правило, стопу образует группа
слогов, подчиненная словному
ударению (акценту) на одном из них.
Стопа — это не случайное, единичное
сочетание слогов. Такое сочетание
должно быть устойчивым,
повторяющимся в нескольких стихах.
Словное ударение, учитываемое
при определении стоп, — это обычное
ударение, которое есть во всех
словах (за исключением служебных).
В
русском классическом стихе
существует пять видов стоп:
—
двухсложные (состоящие из одного
ударного и одного безударного
слогов):
1) хорей (от
древнегреч.
choreios
— круговой танец),
(первый слог ударный, второй
безударный);
2) ямб (от
древнегреч.
iambos
— смысл слова
неясен), (первый слог безударный,
второй ударный);
—
трехсложные (состоящие из одного
ударного и двух безударных):
3) дактиль
(от древнегреч.
daktylos
— палец), (первый
слог ударный, второй и третий
безударные);
4) амфибрахий
(древнегреч.
amphibrachys,
от
amphi
— с обеих сторон,
brachos
— краткий), (первый и
третий слоги безударные, второй слог
ударный);
5) анапест (от
древнегреч.
anapaiston
— отраженный назад),
(первый
и второй слоги безударные, третий
ударный).
Стопа в
силлабо-тоническом стихосложении —
основа любой ритмической
конструкции. От чередования стоп
зависит одна из важнейших
характеристик стиха —
размер
(метр). |