|
—
схема, закон чередования стоп в
стихе. В соответствии с видами стоп,
которые используются в стихе,
размеры могут быть двусложными
(хорей, ямб) и трехсложными
(дактиль, амфибрахий, анапест).
При определении размера учитывается
не только «качество», но и
количество стоп в стихотворной
строке (стихе). Поэтому, например,
ямб может быть четырехстопным,
пятистопным, вольным (если
количество стоп в стихотворных
строках варьируется). В
стихотворении могут чередоваться
стихотворные строки, написанные
разностопным ямбом (пятистопный ямб
может чередоваться с четырехстопным,
четырехстопный с трехстопным и т.
д.). В каждом конкретном случае
необходимо составлять метрическую
схему стихотворения и,
проанализировав ее, делать вывод о
том, каким размером оно написано.
Размер (метр) — это как бы
«идеальная» схема чередования стоп,
которая чаще всего выдерживается не
очень строго. Это связано с тем, что
слова в русском языке имеют разное
количество слогов и только одно
ударение. Кроме того, есть немало
слов, состоящих из одного (ударного)
слога. Не условно-схематическое, а
реальное, в отдельных случаях
отступающее от метрической схемы,
чередование стоп (или ударений) в
конкретном стихотворном произведении
называют ритмом.
В стихотворной строке могут быть
стопы, в которых ударение
«пропущено». Такой пропуск ударения
на том слоге, который должен быть
ударным в соответствии с размером,
называется пиррихием (древнегреч.
pyrrhichios,
от
pyrrhiche
— воинственный танец, пляска). Стопы
с пиррихием называют «облегченными»
(пиррихированными).
Встречаются, правда гораздо реже,
случаи, когда в стопе появляется
«лишнее» ударение, то есть ударение
на слоге, который в соответствии с
размером должен быть безударным.
Такое «лишнее» (сверх схемы,
заданной размером) ударение
называется спондеем (древнегреч.
spondeios,
от
sponde
— жертвенное возлияние). Спондеи как
бы «утяжеляют» стих. Пример спондея
находим в строке из пушкинской поэмы
«Полтава»:
Швед, русский колет, рубит, режет...
_'_
_'_
| __ _'_ |
__ _'_ | __ _'_ | __
В строке, написанной четырехстопным
ямбом, ударение на первом слоге
первой стопы (в слове «швед»)
является сверхсхемным. Именно
пиррихии и спондеи создают
неповторимый ритмический рисунок
стихотворения. |