|
:: - С - ::
::
С :: |
|
|
Сатира |
|
|
1) Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние
какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую
внутреннюю несостоятельность. Сатире присуще "направленное" искажение
реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гротеска
(включая фантастику). Но все это содействует выявлению сути обличаемого.
Сверхзадача сатиры - возбуждать и оживлять представления о высших жизненных
ценностях (добре, истине, красоте), оскорбленных низостью, глупостью,
пороком. Провожая "в царство теней все отжившее" (Салтыков-Щедрин), сатира
тем самым защищает положительное, подлинно живое.
2)
(от лат.
satura
— смесь; первоначально — название
острого блюда) — 1) Один из видов
смеха, наряду с юмором, сарказмом и
иронией
»» |
Сентиментализм |
|
|
—
направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., отличавшееся повышенным интересам к
человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему
миру ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" Стерна, "Бедная
Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к
душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного
человека. Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий,
но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.
Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским
реализмом, с другой стороны - предвосхищает романтизм.
См. подробнее в разделе
"Течения в русской
литературе" |
Силлабическое
стихосложение |
|
|
—
система, основанная на
соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала
вплоть до реформы Тредиаковского -
Ломоносова (1735-1743). |
Силлабо-тоническое
стихосложение |
|
|
—
система, основанная на
упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской
поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии
XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе
сочетание ударного слога с одним или двумя
безударными называется стопой. |
Символ |
|
|
— (от древнегреч.
symbolon — знак, примета) —
многозначный иносказательный образ,
основанный на подобии, сходстве или
общности предметов и явлений жизни
»»
|
Синекдоха |
|
|
1)
перенесение значения одного слова
на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое
вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.)
2) (от
древнегреч.
synekdoche — соподразумевание) — слово в
переносном значении, которое
называет какую-либо часть предмета
или явления, но имеет в виду целое
(весь предмет или целиком явление)
или, наоборот, называя целое, имеет
в виду какую-либо его часть
»» |
Синтаксический
параллелизм |
|
|
—
тождественное или сходное
построение смежных фрагментов художественного текста (чаще - стихотворных
строк или строф). |
Система персонажей |
|
|
—
взаимоотношения, сюжетные и
смысловые взаимосвязи между
персонажами, одна из важных сторон
композиции эпических,
драматургических и лиро-эпических
произведений. Если сюжет основан на
конфликтных отношениях между людьми,
изучение системы персонажей особенно
важно. Нередко персонажи — участники
конфликта — являются антиподами,
писатели противопоставляют таких
персонажей друг другу
»» |
Система стихосложения |
|
|
— исторически
сложившаяся совокупность принципов
создания стихов. Эти принципы
учитывают особенности русского
языка, прежде всего особенности его
фонетики, лексики и синтаксиса
»» |
Сказка |
|
|
—
произведение устного
народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают
волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и
литературные сказки.
|
Содержание и форма |
|
|
— две
стороны литературного произведения,
которые выделяются только в процессе
его анализа. В самом произведении
содержание и форма всегда неотделимы
друг от друга, составляя
художественное целое
»» |
Сравнение |
|
|
1) Сближение двух предметов или
явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
2)
образное иносказание, в котором
устанавливается сходство между
двумя явлениями жизни
»» |
Стансы |
|
|
—
элегическое стихотворение,
написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную
мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно
(точкой).
|
Стиль |
|
|
—
вначале - почерк писавшего, затем - склад речи, манера
письма и, наконец, идейно-художественные особенности творчества писателя в
целом. Обычно исследуется индивидуальный литературный стиль писателя как
единство, однородность присущих ему творческих особенностей. Бросается в
глаза, например, отличие лаконичной фразы Пушкина-прозаика от усложненных,
перенасыщенных деталями периодов в романах Л.Толстого. Особенности стиля
конкретного писателя или отдельного произведения необходимо рассматривать
как важный элемент худ. формы с учетом характера эпохи, авторского замысла,
определенных литературных традиций и новаторства. |
Стихи |
|
|
—
(от древнегреч.
stichos
— ряд, порядок,
строй) воспринимаются слушателями и
читателями как речь, резко
отличающаяся от обычной разговорной
и письменной речи. Это речь
ритмически упорядоченная, что
подчеркивается и при произнесении
(фонетически), и при написании
(графическим расположением
стихотворных строк)
Стихотворная речь
имеет ряд особенностей, которые
раскрываются с помощью целой системы
понятий и терминов. Их разработкой
занимается специальный раздел
литературоведения — стиховедение.
Важнейшим признаком стихотворной
речи
является ритм. |
Стихосложение |
|
|
— организация стихотворной речи. В зависимости от того, какие
ритмические и звуковые признаки положены в основу стиха, различают несколько
систем стихосложения
»»
|
Стопа |
|
|
— (слово-«калька» с древнегреч.
pous
или лат.
pes
— нога, стопа, ступня) — сочетание
одного ударного и одного или двух
безударных слогов
»» |
Строфа |
|
|
1) Сочетание стихов, образующих ритмико-синтаксическое
единство. Каждая строфа отделена от других завершением рифменного ряда и
большой паузой. В древнегреческой трагедии строфой именовалась часть текста,
исполнявшаяся между двумя поворотами в торжественном шествии хора. Различают
произведения разнострофные и равнострофные.
Наименьшая строфа - двустишие ("Черная шаль" Пушкина). Наиболее
распространенная в русской поэзии XIX - XX вв.
строфы - четверостишие. При двух рифмах в четверостишии возможны три схемы
рифмовки: абаб (перекрестная), абба (опоясывающая или кольцевая), аабб
(смежная) (все виды рифмовок можно наблюдать в "Евгении Онегине" Пушкина).
Разновидность смежной в двустишии - парная рифма.
2) (от древнегреч.
stropho
— кружение, поворот) — сочетание нескольких стихотворных строк (стихов),
составляющих ритмическое,
синтаксическое и смысловое целое. В
составе строфы может быть от 2 до
14 стихотворных строк
»»
|
Сюжет |
|
|
1) Ход событий в той
последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении
и воспринимает читатель.
2)
(франц.
sujet
— предмет, тема) —
последовательность событий в
литературном произведении. События
разворачиваются во времени и
пространстве, объединяются временными или
причинно-следственными связями
»» |
|
|
|
|
|
:: Назад ::
|
© Дизайн и
разработка: Demon
2003 - 2103
Администратор сайта:
Demon |
|