Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: - С - ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - С -
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

:: С ::

   
Сатира  
 

1) Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность. Сатире присуще "направленное" искажение реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гротеска (включая фантастику). Но все это содействует выявлению сути обличаемого. Сверхзадача сатиры - возбуждать и оживлять представления о высших жизненных ценностях (добре, истине, красоте), оскорбленных низостью, глупостью, пороком. Провожая "в царство теней все отжившее" (Салтыков-Щедрин), сатира тем самым защищает положительное, подлинно живое.

2) (от лат. satura — смесь; первоначально — название острого блюда) — 1) Один из видов смеха, наряду с юмором, сарказмом и иронией »»

Сентиментализм  
 

направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., отличавшееся повышенным интересам к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" Стерна, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной. Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, с другой стороны - предвосхищает романтизм. См. подробнее в разделе "Течения в русской литературе"

Силлабическое стихосложение  
 

система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала вплоть до реформы Тредиаковского - Ломоносова (1735-1743).

Силлабо-тоническое стихосложение  
 

система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой.

Символ  
 

— (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни »»

Синекдоха  
 

1) перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.)

2) (от древнегреч. synekdoche — соподразумевание) — слово в переносном значении, которое называет какую-либо часть предмета или явления, но имеет в виду целое (весь предмет или целиком явление) или, наоборот, называя целое, имеет в виду какую-либо его часть »»

Синтаксический параллелизм  
 

тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще - стихотворных строк или строф).

Система персонажей  
 

— взаимоотношения, сюжетные и смысловые взаимосвязи между персонажами, одна из важных сторон композиции эпических, драматургических и лиро-эпических произведений. Если сюжет основан на конфликтных отношениях между людьми, изучение системы персонажей особенно важно. Нередко персонажи — участники конфликта — являются антиподами, писатели противопоставляют таких персонажей друг другу »»

Система стихосложения  
 

— исторически сложившаяся совокупность принципов создания стихов. Эти принципы учитывают особенности русского языка, прежде всего особенности его фонетики, лексики и синтаксиса »»

Сказка  
 

произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки.

Содержание и форма  
 

— две стороны литературного произведения, которые выделяются только в процессе его анализа. В самом произведении содержание и форма всегда неотделимы друг от друга, составляя художественное целое »»

Сравнение  
 

1) Сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

2) образное иносказание, в котором устанавлива­ется сходство между двумя явлениями жизни »»

Стансы  
 

элегическое стихотворение, написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).

Стиль  
 

вначале - почерк писавшего, затем - склад речи, манера письма и, наконец, идейно-художественные особенности творчества писателя в целом. Обычно исследуется индивидуальный литературный стиль писателя как единство, однородность присущих ему творческих особенностей. Бросается в глаза, например, отличие лаконичной фразы Пушкина-прозаика от усложненных, перенасыщенных деталями периодов в романах Л.Толстого. Особенности стиля конкретного писателя или отдельного произведения необходимо рассматривать как важный элемент худ. формы с учетом характера эпохи, авторского замысла, определенных литературных традиций и новаторства.

Стихи  
 

(от древнегреч. stichos — ряд, порядок, строй) воспринимаются слушателями и читателями как речь, резко отличающаяся от обычной разговорной и письменной речи. Это речь ритмически упорядоченная, что подчеркивается и при произнесении (фонетически), и при написании (графическим расположением стихотворных строк) Стихотворная речь имеет ряд особенностей, которые раскрываются с помощью целой системы понятий и терминов. Их разработкой занимается специальный раздел литературоведения — стиховедение. Важнейшим признаком стихотворной речи является ритм.

Стихосложение  
 

— организация стихотворной речи. В зависимости от того, какие ритмические и звуковые признаки положены в основу стиха, различают несколько систем стихосложения »»

Стопа  
 

— (слово-«калька» с древнегреч. pous или лат. pes — нога, стопа, ступня) — сочетание одного ударного и одного или двух безударных слогов »»

Строфа  
 

1) Сочетание стихов, образующих ритмико-синтаксическое единство. Каждая строфа отделена от других завершением рифменного ряда и большой паузой. В древнегреческой трагедии строфой именовалась часть текста, исполнявшаяся между двумя поворотами в торжественном шествии хора. Различают произведения разнострофные и равнострофные.

Наименьшая строфа - двустишие ("Черная шаль" Пушкина). Наиболее распространенная в русской поэзии XIX - XX вв. строфы - четверостишие. При двух рифмах в четверостишии возможны три схемы рифмовки: абаб (перекрестная), абба (опоясывающая или кольцевая), аабб (смежная) (все виды рифмовок можно наблюдать в "Евгении Онегине" Пушкина). Разновидность смежной в двустишии - парная рифма.

2) (от древнегреч. stropho — кружение, поворот) — сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк »»

Сюжет  
 

1) Ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель.

2) (франц. sujet — предмет, тема) — последовательность событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, объединяются временными или причинно-следственными связями »»

   
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Большинство считает, что статьи на тему что такое продвижение сайта сходят на нет. . спутниковая система мониторинга транспорта . В салоне мебель для библиотеки из массива дерева Флэт Интерьеры . Скульптура полиуретановая лепнина опт услуги. . Бытовая вентиляция вентиляторы все о ремонте.
Hosted by uCoz