|
Наряду с «Вестником
Европы» к числу изданий-долгожителей
принадлежит «Сын Отечества», выходивший в
Санкт-Петербурге с 1812 по 1852 г. Основатель и
редактор журнала Николай Иванович Греч получил
на его организацию от царской фамилии 1 тыс.
рублей. Название журнала подчеркивало
патриотический замысел и гражданское назначение
периодического издания, созданного в пору
народного противостояния наполеоновскому
нашествию. Содержание, жанры, иллюстрации «Сына
Отечества» служили главной цели — пробуждению в
сердцах читателей патриотических чувств. Война
трактовалась как освободительная борьба народа
за национальную независимость.
Таков был и лейтмотив статьи «Послание к
русским» А. П. Куницына — ученого и педагога
Царскосельского лицея, о котором Пушкин сказал:
«Он создал нас, он воспитал наш пламень». Статья
отличалась оптимизмом, уверенностью в победе
народа, который защищает свою землю от
захватчиков. Мысль о непобедимости борющегося за
свободу народа получила развитие в оригинальных
и переводных публикациях «Сына Отечества»:
«Освобождение Швеции от тиранства Христиана
II,
короля датского» И. Кайданова, «Речь скифского
посла Александру Македонскому» в переводе с
латинского Куницына и др.
Ход военной
кампании оперативно освещался в жанрах зарисовки
и репортажа, героями которых являлись солдаты,
идущие на смерть за Отчизну;
крестьяне-партизаны, с вилами в руках наводившие
страх на врага. Рядом с этими материалами,
иллюстрировавшими народный характер войны,
печатались басни
И.А. Крылова, карикатуры А.Г. Венецианова и И.И. Теребенева, ставшие живой
летописью героических событий. Политические
новости из Европы помещались в регулярных
приложениях к журналу.
После завершения
военных действий в «Сыне Отечества» стали
сотрудничать вернувшиеся с поля боя офицеры,
будущие декабристы, талантливые писатели и
публицисты — Ф. Глинка,
А. Бестужев, Н.
Муравьев, Рылеев, Н. Тургенев, Кюхельбекер,
Грибоедов,
Пушкин и др.
На титульном листе
«Сына Отечества» значилось: «Журнал
исторический, политический и литературный»
(последнее слово появилось в 1814 г.).
Как журнал
исторический «Сын Отечества» обращался к
замечательным событиям прошлого России и прежде
всего к «грозе двенадцатого года». В этой связи
программное значение имела статья «Рассуждение
о необходимости иметь историю Отечественной
войны 1812 года» Ф. Глинки — участника военных
действий, автора «Писем русского офицера», члена
тайных обществ декабристов. В своей статье Ф.
Глинка делился соображениями о том, кто должен
писать историю Отечественной войны, каково
должно быть ее содержание и каков слог. В
качестве авторов героической летописи, по его
мнению, должны быть непосредственные участники
сражений, которые могут правдиво показать
подвиг народа, отстоявшего национальную
независимость. Подобно тому, как в зеркале вод
отражаются большие деревья и маленькие
кустарники, пишет автор, так и в будущей
истории войны необходимо осветить участие всех
народностей, защищавших Отечество. Писать о
подвиге народа, по мнению Ф. Глинки, следует
чистым и ясным слогом, доступным людям всякого
состояния, ибо все сословия «участвовали в славе
войны и в свободе отечества».
Как
журнал политический «Сын Отечества» обращался к
событиям внешней и внутренней жизни страны. В
статье А. Куницына 1818 г. «О состоянии
иностранных крестьян» ставились под сомнение
доводы публицистов, считавших положение
русского крестьянина предпочтительным по
сравнению с иностранным, так как о его
благосостоянии печется помещик. По словам
Куницына, русский крестьянин лишен главного
— личной свободы. Опубликованная в следующем
номере «Сына Отечества» статья Куницына «О
конституции» продолжала заявленную тему и
утверждала преимущества конституционного
парламентского правления.
Состояние литературной жизни России находило
постоянное отражение в журнале. В статьях
А.Бестужева, Кюхельбекера,
Рылеева
рассматривались магистральные вопросы развития
отечественной словесности, утверждалась идея
самобытной литературы. В статье «Несколько
мыслей о поэзии» Рылеев выступал против духа
рабского подражания, за истинно национальную
поэзию гражданской направленности. В полемике
вокруг комедии
Грибоедова «Горе от ума», поэмы
Пушкина «Руслан и Людмила», баллады
Жуковского
«Людмила» выявлялась литературно-эстетическая
позиция «Сына Отечества», его ориентация на
народность, национальную самобытность искусства,
гражданский романтизм.
После событий на Сенатской площади «Сын
Отечества» претерпел существенные изменения в
направлении, составе сотрудников и сделался
заурядным официозным изданием. В 1825 г.
соредактором Н.И. Греча стал Ф.В. Булгарин,
журнал постепенно растерял подписчиков (с 1200
до 300), а в 1829 г. «Сын Отечества» слился с журналом Булгарина
"Северный архив".
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|