Владимир Александрович
Соллогуб родился 8 (20) августа 1813 г. в Санкт-Петербурге. Он происходил из знатной аристократической семьи; сын потомка старого
польского рода, он по материнской линии был связан со старинным московским
семейством Архаровых, хорошо известных в летописях патриархальной Москвы.
Домашнее воспитание Соллогуба определили интересы отца, известного любителя
искусства; первые литературные впечатления Соллогуб получил в доме Олениных, с
которыми Соллогубы состояли в родстве.
В 1829 году его отвозят в Дерптский университет. В Дерпте юноша вступает во
второй этап своего интеллектуального воспитания, который он сам связывает с
домом Карамзиных: Андрей Карамзин, старший сын историографа, был его товарищем
по университету.
В 1834 году Соллогуб возвращается в Петербург; он всего только «действительный
студент», что дает ему право лишь на весьма непрестижную службу по министерству
внутренних дел. Это, однако, не слишком огорчает молодого человека: он уверенно
входит в «большой свет» и чуть позже — в «большую литературу». К этому времени
он уже знаком с Пушкиным и Гоголем; близость к салону Карамзиных дает ему
возможность расширить и укрепить свои литературные связи. Карамзиным Соллогуб
читает до печати свои сочинения и жалуется на ничтожность светского общества,
где, однако, продолжает регулярно бывать.
Эта светская ипостась общественного
положения Соллогуба однажды едва не пришла в прямое столкновение с литературной:
начинающему писателю, обожествлявшему Пушкина, предстояло стать против него на
барьер с пистолетом в руках. В конце 1835 года его незначащий разговор на бале с
Н. Н. Пушкиной был перетолкован светской сплетней и дошел до поэта. Последовал
вызов — и Соллогуб должен был принять его. Он твердо решил, впрочем, что
стрелять в Пушкина не будет.
Дуэль не состоялась: Соллогуб был в отлучке, и противники сумели съехаться
только через несколько месяцев, объяснились и примирились. Эта история
приоткрыла отчасти Соллогубу внутренние пружины, действовавшие в «свете».
Позднее, несколько сблизившись с Пушкиным, Соллогуб стал свидетелем последнего
акта жизненной трагедии поэта. Тогда, в январе 1837 года, он не мог еще
представлять себе причин этой трагедии со всей полнотой и отчетливостью: для
этого ему нужно было пройти через искус художественного исследования окружавшего
его общества. Такое исследование содержалось в его повестях.
Соллогуб дебютировал в 1837 году в «Современнике» новеллой «Три жениха»; первый
значительный литературный успех принесла ему «История двух калош», напечатанная
двумя годами позднее в «Отечественных записках». Здесь же в 1840 году Соллогуб
публикует повесть «Большой свет» и первые семь глав «Тарантаса». В
«Отечественных записках»
Белинский провозглашал наступление гоголевской эпохи;
здесь печатались Лермонтов, Одоевский,
Кольцов. Прозу Соллогуба Белинский
приветствовал: он видел в ней явственно проступающие новые черты.
«Граф Соллогуб занимает одно из первых мест между писателями новой школы, — напишет
Белинский спустя три года. — Это талант решительный и определенный,
талант сильный и блестящий. Поэтическое одушевление и теплота чувства
соединяются в нем с умом наблюдательным и верным тактом действительности».
Соллогуб, испытав некоторое влияние Гоголя, ощутимое в «Истории двух калош»,
вскоре находит свою тему в современной прозе: жизнь светского общества. Он с
пристальным вниманием всматривается в нее; он беспощаден в ее оценках, продолжая
при этом оставаться человеком «света», одним из тех, кто принадлежал к
ближайшему окружению императорской семьи.
В глазах двора Соллогуб был сочинителем-дилетантом; действительно, писательство
было для него не профессией, а скорее досугом. Он писал водевили и куплеты для
придворных празднеств, ему могли предложить и тему для сочинения в прозе; такое
предложение не могло не быть принято. Все это надо иметь в виду, читая и
оценивая повесть «Большой свет».
Соллогубу посоветовали написать повесть о его любви к фрейлине императрицы С. М.
Виельгорской и заодно осмеять великосветские претензии Лермонтова, позволившего
себе в «Маскараде» легкую дерзость в отношении то ли великих княжон, то ли самой
императрицы. Соллогуб подчинился заказу великой княгини Марии Николаевны. Он
рассказал историю любви князя Щетинина к «ангелу» — Наденьке. Он назвал
основного героя Михаилом Леониным и сделал его армейским офицером, без светского
воспитания, без состояния и связей в высшем обществе, имеющим старуху бабушку,
которая не чает в нем души. Он показал, как бедный корнет ухаживает за
красавицей «низшего круга», а затем пускается в погоню за блестящим призраком
великосветского адюльтера и становится жертвой расчетливой интриги. Он наделил Леонина другом и покровителем — таинственным и разочарованным Сафьевым, в
котором современники узнавали то С. А. Соболевского, то друга Лермонтова А. А.
Столыпина-Монго.
Сразу же по выходе из печати «Большой свет» стал предметом шумного обсуждения.
Великосветский Петербург терялся в догадках, пытаясь выявить степень авторского
вымысла и раскрыть имена реальных лиц, выведенных Соллогубом в своем
произведении, определить характер отношений с ними писателя; возможно,
вспоминали о существовании некоторых трений между Лермонтовым и Соллогубом.
Со временем «Большой свет» приобрел репутацию пасквиля; между тем репутация эта,
в общем, лишена оснований. Известно, что современники не воспринимали «Большой свет» как пасквиль:
ни Карамзины, ни Белинский, ни сам
Лермонтов. Ближайшие друзья Соллогуба,
которые хорошо знали, насколько высоко ценил Соллогуб исключительное дарование
Лермонтова, встретили повесть с одобрением.
Лермонтов же не только сохранил
дружеские отношения с Соллогубом, но еще более с ним сблизился. Трудно
представить себе, что это могло произойти, если бы поэт почувствовал себя
задетым.
Повести Соллогуба принадлежали к особой внутрижанровой группе, которая получила
название «светская повесть». 1830-е годы — время ее расцвета. Тесно связанная с
романтической литературой, светская повесть успешно воплощала главную идею
романтического сознания: борьбу личности с обществом. Конфликт определял
противостояние персонажей: светского человека, связанного на каждом шагу
общественными требованиями и оттого утратившего свою индивидуальность, и
человека естественного, неподвластного влиянию среды, в которой он вынужден был
существовать.
Эта сюжетная и концепционная схема была использована Соллогубом в
ряде повестей: резко контрастно в «Медведе» (1842), более мягко — в «Большом
свете». В «Большом свете» носителем «естественных начал» оказывается Наденька, полуребенок, воспитанная в деревне, в непосредственной близости к природе, в
идиллически-патриархальной среде. Любовь к ней преображает модного князя —
точнее, не преображает, а пробуждает в нем не угасшее до конца стремление к
нравственному идеалу. Устами ребенка произносится наивный, но окончательный суд
над обществом: «Здесь страшно; здесь все друг против друга». И столь же
закономерно венчает эту галерею идеальных героев бабушка Леонина, явившаяся из
деревни, чтобы спасти любимого внука, запутавшегося в светских сетях.
Традиция романтической светской повести подсказывала Соллогубу и другие образы и
мотивы. Символический мотив «маскарада», хорошо известный нам по повести Н. Ф.
Павлова и лермонтовской драме, становится центральным и в «Большом свете» и
несет те же функции: это маскарад чувств — условных, холодных, поддельных, за
которыми прячется оскорбленное подлинное чувство или расчетливый порок.
К теме маскарада Соллогуб обратился еще раз в повести «Лев» (1841) — но уже в
сниженно-пародийном плане, используя гоголевский прием гротескно-комического
письма.
Однако еще важнее оказался для Соллогуба тот принципиально новый метод
изображения характеров и обстоятельств, который складывается в это время и
широко войдет в литературу в произведениях писателей «натуральной» школы.
Соллогуб работает — в пределах своей тематики — приблизительно в том же
направлении; его ориентиры из прежних образцов — Пушкин со «Станционным
смотрителем», Гоголь с «Невским проспектом»,
Лермонтов с «Кавказцем», который
должен был войти в сборник русских «физиологических» очерков «Наши, списанные с
натуры русскими», изданный А.П. Башуцким.
Не менее значительной была для Соллогуба и традиция французского
романа-фельетона и нравоописательного очерка, именно здесь впервые получившего
название «физиологии». Соллогуб прекрасно знал современную ему французскую
литературу, и в самой его прозе есть следы знакомства с сочинениями «физиологов»
1830-х годов — Ж. Жанена, М. Сулье, Поль де Кока, А. Карра. И он прекрасно знал
аристократическое русское общество, в котором провел почти всю свою жизнь. Он
сделал из него объект «физиологических» наблюдений. Он выделял социальные
группы и характеры — «типы», с присущими им черточками общественного и бытового
поведения и описывал их так, как «физиологи» описывали «торговца», «мещанина»,
«чиновника». В этом заключалось то новое, что привносил Соллогуб в «светскую
повесть» — угол зрения, метод анализа.
Он находил среди светских людей «льва» и «фешенебля» и подробно рассказывал, в
чем заключается разница в их общественной роли, манере одеваться и вести себя
(«Лев»). Он анализировал отдельно группу «медведей» — недостаточно богатых и
знатных, чтобы проводить время в гостиных, и недостаточно ученых и трудолюбивых,
чтобы замкнуться в своем кабинете («Медведь»). Его интересовал тип армейского
офицера, который раньше щеголял стереотипными каламбурами, а ныне воспитывается
в Университетском пансионе, знает по-французски, любит отечественную словесность
— конечно, романтическую, — и разочарован в жизни — совсем как лермонтовский
Грушницкий, еще не появившийся на свет («Три жениха»). Он описывает разные слои
петербургского дворянства — общество «хорошее» и общества «второстепенные»
(«Большой свет»). Его герои — не столько индивидуальности, сколько «типы», — и
именно поэтому они всегда имеют биографию, которая предопределяет их положение в
обществе и во многом управляет их поведением.
Эта социальная определенность персонажей сближала Соллогуба с писателями
«натуральной школы» не только в сильных, но и в слабых сторонах творчества.
Подобно ранним «натуралистам», Соллогубу не хватало психологического содержания.
Этот недостаток Соллогуб восполнял прямым авторским комментарием или
традиционной психологией героев «светской повести». Иначе и не могло быть: его
проза возникала на перекрещении двух путей: «светской повести» и «физиологии».
Он сумел, однако, приблизиться к психологическому повествованию, разработав
новый в литературе характер — характер «доброго малого».
В
«Большой свет» Соллогуб вставил прямую литературную декларацию. Он заявил своим
читателям, что пишет повесть не из «вымышленного мира», с его таинственными
героями, обуреваемыми трагическими страстями, — а из мира действительного, какой
он находит в Михайловском театре, на железной дороге, на Невском проспекте.
В этом мире живут и действуют «добрые молодые люди», похожие на всех остальных.
Они жаждут деятельности и глубокого чувства, преисполнены отвращения к светской
суете. Обстоятельства препятствуют им — и они не в силах им противиться. «Свет»
заявляет на них свои права — и им остается грустно смотреть на крушение своих
иллюзий.
Когда появился рассказ Соллогуба «Сережа. Лоскуток из вседневной жизни» (1838),
Белинский заметил, что подобный характер впервые является в литературе. «Сережа»
— история безвольного героя с несостоявшейся биографией: «одна минута поэзии»,
случившаяся в его жизни, — и та оказалась «горькой глупостью». Леонин «Большого
света» тоже испытывает драму несостоявшегося счастья, «утраты невозвратимой». В
«Аптекарше» (1841) — одной из лучших вещей Соллогуба — эта ситуация и характер
организуют весь сюжет.
История молодого аристократа барона Фиренгейма до известной степени повторяет и
продолжает историю Виктора из «Двух студентов»; встреча по прошествии нескольких
лет с некогда любимой женщиной, которую Фиренгейм оставил, повинуясь воле отца,
и вскоре забыл в рассеянии службы и светской жизни, вызывает в его душе целую
бурю чувств; героиня разделяет его любовь, но счастье недостижимо: «между
светским щеголем и бедной аптекаршей не должно быть ничего общего».
Фиренгейм, душа которого не окончательно погублена светом, невыразимо страдает.
Однако Соллогуб неудовлетворен таким финалом; он идет дальше и судит своего
героя неумолимой логикой событий. После разговора с некрасивым, заурядным,
отнюдь не романтическим Францем Иванычем, мужем Шарлотты, оказавшимся вместе с
тем неизмеримо выше Фиренгейма в нравственном отношении, последний покидает
город.
Если бы повесть на этом заканчивалась, конфликт ее варьировал бы уже известные
конфликты «Двух студентов» и «Большого света». Но в ней есть еще концовка и
эпилог.
Шарлотта не перенесла отъезда Фиренгейма: чахотка свела ее в могилу. Франц
Иваныч уехал, потерялся, исчез. Обо всем этом узнает Фиренгейм, проезжая через
город год спустя.
Посеянное зло принесло свои плоды. Подобно Печорину, Фиренгейм невольно
разрушает чужие судьбы.
«Аптекарша» была шагом к социально-психологической повести.
Несколько позднее Соллогуб сделает попытку взглянуть на мир глазами своих
героев. Новелла «Бал» носит подзаголовок: «Из дневника Леонина».
Психологической повести в точном смысле Соллогубу создать не удалось — хотя вряд
ли он и ставил себе такую задачу. Он открывал для литературы характер, точнее,
схему характера и оставлял его аналитическое исследование своим более
талантливым современникам. Но для него самого эта находка также не прошла
бесследно: она сказалась, между прочим, и в сюжетном построении его последующих
повестей.
Сюжетной интриге Соллогуб всегда придавал большое значение. Ему удавались
повести, рассказанные непринужденно-небрежно; он умел точно, легко и естественно
развернуть событийную цепь со сложными перипетиями. Однако с течением времени
внешняя, событийная сторона рассказа начинает у него заменяться внутренним
сюжетом, который с некоторыми оговорками можно было бы назвать психологическим.
Мотив «несостоявшегося счастья», неоднократно служивший Соллогубу для построения
характера, теперь формирует самый сюжет.
Так построена «Метель» (1849) — один из
самых блестящих образцов соллогубовской прозы и едва ли не высшее достижение его
психологизма. В «Метели» ничего не происходит — только мимолетная встреча двух
молодых людей, одинаково страдающих: она — от деревенского одиночества, он — от
одиночества в столичном свете. Они открываются друг другу, как можно открыться
только незнакомому человеку; в них успевает вспыхнуть взаимное чувство — и здесь
они должны расстаться навсегда. Все это рассказано с необычным ранее для
Соллогуба сдержанным лаконизмом и психологической насыщенностью: «Кольца я вам
не могу дать,— сказала она, нахмурив(шись). — У меня только одно кольцо —
венчальное; а из Воронежа я вам пришлю образ. Он принесет вам счастье; он
напомнит вам о нашей встрече и о той, которая вас будет вечно помнить и любить.
Вы — один человек, который ее понял; вы, разумеется, рассеетесь и меня забудете,
но я буду вас вечно помнить. Я помолюсь за вас...»
Только случай, игра судьбы, «метель» способны на несколько часов вырвать
человека из предустановленного порядка вещей, заставить его быть самим собой и
поманить обманчивым призраком несбыточного счастья.
Семь глав «Тарантаса», лучшего и наиболее известного произведения Соллогуба, как
уже отмечалось, были еще в 1840 году напечатаны в
«Отечественных записках»;
отдельное издание с политипажами Г. Г.
Гагарина появилось лишь в 1845 году и стало незаурядным явлением не только в
литературе, но и в книжной графике и полиграфии. «Тарантас» пользовался
необычайным успехом. Белинский сообщал, что за последние годы только «Мертвые
души» и «Петербургский сборник» Некрасова привлекли к себе такое читательское
внимание.
О сюжете повести читатели знали уже по напечатанным главам. Из Москвы в Казань
следуют в диковинном тарантасе степной помещик, практичный хозяин Василий
Иванович, и молодой дворянин, недавний парижанин Иван Васильевич, одержимый
горячим желанием изучить великую и святую Россию, «дойти до познания народного
духа», с тем чтобы найти источник истинного просвещения, «коим должно заменить
жалкое "полупросвещение"» — причину теневых сторон русской действительности.
Перед путешественниками и читателями развертываются картины провинциальной Руси,
мастерски написанные наблюдательным бытописателем, ориентирующимся на
сатирическую школу Гоголя. Русские провинциальные типы зарисованы беспощадной
рукой писателя-физиолога, обнажающей искусно скрытые, невидимые, на первый
взгляд, нравственное уродство и социальные пороки.
«Тип» губернаторши вызвал крайнее недовольство Николая I — Соллогубу пришлось
испытать несколько неприятных минут, выслушав суровый выговор разгневанного
императора.
«Губернаторша» не была единственной сатирической страницей в «Тарантасе».
Столичная жизнь переняла у Европы поверхностное образование и «крупные пороки»;
в глубинах России — «земли столько, что глаза устают смотреть; дорога скверная
(...) по дороге идут обозы (...) мужики ругаются — вот и все (...) а там: то
смотритель пьян, то тараканы по стене ползут, то щи сальными свечами пахнут» —
таковы безотрадные наблюдения Ивана Васильевича; прекраснодушные мечты и книжные
идеалы героя опровергала сама реальная действительность, наводившая на горькие
мысли о бесперспективности его благих намерений.
Начало «Тарантаса», с которым познакомили читателя
«Отечественные записки», как
будто предполагало продолжение критики славянофильских утопий. Так думал и
Белинский, в ту пору резко выступавший против славянофилов. Однако его ожидания
были обмануты: новые главы «Тарантаса» содержали социальную концепцию, мало
приемлемую для славянофилов, но уж совершенно чуждую Белинскому.
В этих главах юмор Соллогуба — то мягкий, то саркастический — все более уступает
место лиризму и патетике.
Заключает повесть социальная утопия: прообраз будущей России, «золотой век»
общественной гармонии, идеальный мир, сочетающий национальную самобытность с
благами европейского просвещения. В этом обществе полного благосостояния и
благоденствия каждого живут люди, решительно не похожие на тех моральных уродов,
которых встречал Иван Васильевич в своем путешествии по реальной Руси, так
чудесно преображенной в его удивительном сне; теперь знакомые Ивану Васильевичу
лица, в прошлом такие далекие от совершенства, являют собой воплощение
национального достоинства и служения общественному долгу. Достигнуть общего
счастья сделалось возможным, как представляется Соллогубу, благодаря
неотделимому от свободы истинному просвещению, согласованию, но не сокрушению
разнородных стихий, ибо мир держится равновесием, заключающимся в одной только
христианской любви. На этой основе строятся отношения между сословиями, каждое
из которых вносит свою лепту в общенародный подвиг, осуществляющийся под эгидой
дворянства.
В это «прекрасное далекое» Ивана Васильевича переносит фантастическая птица, в
которую превращается тарантас. Ассоциация с гоголевской Русью-тройкой
напрашивалась у современников сама собой.
Заключительная глава, далеко не лучшая в книге, между тем разъясняла многое в
системе образов и авторских оценок. Почти каждый из героев сохранял под
уродливой оболочкой, порожденной временем и средой, идеальные человеческие
начала.
Двойственность героев Соллогуба определила и двойственное отношение к ним
автора. Соллогуб иронизирует над Иваном Васильевичем, смешным и нелепым в своих
попытках познать Русь и «сблизиться с народом», но в оценке его как
исторического феномена Соллогуб абсолютно серьезен. Писатель, перефразируя
лермонтовскую «Думу», вспоминает о целом поколении эпохи безвременья, обреченном
на гибель в поисках и предчувствии «света»; этот «свет» уже пробивается в
рассуждениях и донкихотских порывах Ивана Васильевича. Через десять лет, когда
Соллогуб еще раз представит читателю возможность встретиться с Иваном
Васильевичем («Иван Васильевич на Кавказе»), он признается в любви к герою,
который для него явился выражением «прекрасных стремлений, порывов и верований»
его собственной молодости: «не раскрывался ли тогда так ясно (...) целый пестрый
мир заманчивой невозможности, полный то упоительных надежд, то полу ребяческих
негодований»?
Более значительными представляются Соллогубу положительные начала в исполненном
здравого смысла и доброты, «практически-дельном» Василии Ивановиче. Василий
Иванович, патриархальный помещик, пекущийся о благе своих крестьян, по мысли
Соллогуба, призван быть связующим звеном между разобщенными крестьянством и
«образованным классом», призван устранить трагическую оторванность аристократии
от народа.
Выход в свет «Тарантаса» вызвал множество откликов; оценки книги Соллогуба,
исходившие от разных литературных партий, были разноречивыми: повесть
предоставляла возможность различных толкований идеи и авторской позиции.
Белинский, для которого концепция повести,
утверждавшей патриархальность и незыблемость сословных границ, была неприемлема
и который теперь должен был выступить против писателя, поднятого им в свое время
на щит, избрал путь скрытой полемики, объявив Ивана Васильевича
иронически-сниженным образом и отделив его полностью от автора-повествователя,
самого Соллогуба. Представив Ивана Васильевича персонажем пародийным,
Белинский обратил внимание читателя еще и на то
обстоятельство, что герой «Тарантаса» является тезкой крупнейшего деятеля
славянофильства Ивана Васильевича Киреевского. (Когда через десять лет Соллогуб
будет писать продолжение «Тарантаса», он упомянет и о брате Ивана Васильевича —
Петре, утвердив тем самым вслед за Белинским связь
своих героев с Иваном и Петром Киреевскими.)
И. И. Панаев вспоминал, что, прочитав рецензию (напечатанную без подписи),
Соллогуб спросил Белинского: «Что это, вы надавали
мне оплеух?» «Если вы называете это оплеухами, — последовал ответ, — то должны
по крайней мере сознаться, что для этого я надел на руку бархатную перчатку».
Время автора «Тарантаса» кончалось. Писатели нового поколения, появление которых
Соллогуб с радостью приветствовал, посещали его вечера, но всерьез к нему не
относились: они видели в нем лишь любителя, литератора по случаю, водевилиста и
автора альбомных стихов. Впрочем, такое амплуа Соллогуб выбрал сам. «Я был
светским человеком между литераторами и литератором между светскими людьми, и от
этого я навлекал на себя не раз негодование обоих лагерей».
В середине 1850-х годов Соллогуб напоминает о себе, выпуская пять томов своих
сочинений. Они были встречены уничтожающим памфлетом Добролюбова. Время
Соллогуба кончилось.
Соллогубу, однако, еще предстояло выступить на литературной арене — с
сочинением, которое напомнит читателю о незаурядном писательском даровании
автора «Тарантаса»; более того, оно явится замечательным памятником культуры,
запечатлевшим сюжеты и героев целой эпохи — исторической, общественной,
литературной, музыкальной, художественной жизни России и Запада на протяжении
многих десятков лет: речь идет о мемуарах писателя.
Соллогуб должен был написать воспоминания. Обращение писателя к мемуарам
покажется естественным и даже неизбежным, если вспомнить об автобиографичности
его прозы. Соллогуб ведь и начинал с изображения пережитых дней; именно
дерптская реальность начала 1830-х годов положена в основание «Двух студентов».
Позднее Соллогуб будет черпать сюжеты из жизни большого света, которому
принадлежал по рождению и с которым был неразрывно связан с первых
послестуденческих лет; здесь же писатель найдет и характеры своих персонажей.
Так возникнут «Большой свет», очерки «Княгиня», «Лев», «Медведь».
Проза Соллогуба сохранила для будущих поколений образы людей ушедших времен,
социальную, бытовую сферу, в которой они действовали, психологические коллизии,
которые они переживали.
Постепенно у писателя, создавшего целую галерею характеров, типов своей эпохи,
возникла потребность запечатлеть портреты конкретных лиц, с которыми свела его
судьба.
В 1865 году Соллогуб был избран членом Общества любителей российской
словесности; свое вступление в общество Соллогуб ознаменовал докладом о
знакомстве с Гоголем, Пушкиным,
Лермонтовым. П. И. Бартенев тогда же напечатал
доклад в «Русском архиве»; был выпущен также и отдельный оттиск журнальной
публикации.
Это выступление в печати, возможно, навело Соллогуба на мысль о том, чтобы
написать уже собственно мемуары: «Много у меня материалов, — сообщал писатель, —
много воспоминаний об иностранной и русской жизни, о Кавказе, о войне и мире, об
искусстве и художниках, о коловороте стремлений, личностей, событий, в которых я
двигался в течение полувека».
Первый вариант воспоминаний Соллогуба появился в газете «Русский мир» в 1874
году; публикации предшествовало авторское чтение, о котором вспоминал К. Ф.
Головин, связанный служебными отношениями с писателем и хорошо знакомый с его
семьей: «Весною (18)74 года должно было происходить в небольшом кружке чтение
графа Соллогуба, только что окончившего свои мемуары. Все приглашенные
предчувствовали, что мемуары будут чрезвычайно забавны и съехались аккуратно. Но
вот уже 11 часов, пробило 12, а графа все нет. Собирались уже разъезжаться, как
Соллогуб вошел, весь запыленный, в какой-то тужурке и желтых башмаках. Он
извинился развязно, как всегда, что должен был просидеть в окружном суде до
приговора по какому-то делу, чрезвычайно затянувшемуся. И что же? Ни долгое
ожидание, ни более чем небрежный костюм не были поставлены ему в вину. Я мог
воочию убедиться, как настоящий талант подчиняет себе светскую чопорность. И
граф сумел вознаградить своих слушателей за терпение: отрывки из его записок
оказались восхитительными».
Первую главу варианта 1874 года (в нем было две главы; вторая не закончена)
Соллогуб рассматривал как предисловие, как некое введение, подготавливающее
читателя к дальнейшему повествованию: «Я хотел в этом предисловии коснуться
борьбы искусства с настоящею жизнью в нашем (...) обществе (...) И в моей
скромной незаметной доле борьба искусства с жизнью имела тоже некоторое
значение, и потому в моих рассказах, которые, в сущности, не что иное, как
автобиография, мне показалось нужным установить, так сказать, общую тональность
дальнейших заметок».
Это «предисловие» не вошло в окончательный текст мемуаров, который Соллогуб
строил как хронологически последовательное изложение автобиографии.
Соллогуб не успел закончить своих мемуаров; они были опубликованы в 1886 году, в
«Историческом вестнике» уже после его
смерти, настигшей Владимира Александровича 5 (17) июня 1882 г. в Гамбурге; в 1887 году
мемуары вышли отдельным
изданием.
См.
также: "О «Мемуарах»
В.А.Соллогуба"
Использованы материалы кн.: "В.А.Соллогуб. Повести, воспоминания" / И.С.Чистова.
- Л.: Худож. лит., 1988 г.
|