Будущий прозаик Евгений
Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье
деревенского слесаря.
В 1927 году семья
переехала на Украину в город Артемовск, где отец работал на стройке. Вернулись в
Курск в 1929 году, родители устроились работать на завод. Каждое лето Евгений
Носов проводил в деревне у бабушки.
В 1943 году после
окончания восьми классов ушел на фронт. Воевал рядовым солдатом-артиллеристом в
армии маршала К.К. Рокоссовского, форсировал Днепр, брал Минск, Белосток. Зимой
1945 года под Кенигсбергом был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале, что и
описал позже в рассказе «Красное вино победы».
После войны закончил
среднюю школу, на два года ехал в Среднюю Азию в город Талды-Курган, где работал
художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Там же впервые стал
печататься.
В 1951 году вернулся в
Курск. Первый его рассказ «Радуга» был опубликован в курском альманахе в 1957
году. В 1958 году вышла первая книга «На рыбачьей тропе», через год еще одна –
«Рассказы».
Первый большой успех
пришел с книгой, изданной в Москве, «Тридцать зерен» (1961). Учился на Высших
литературных курсах при Литинституте, здесь подружился с
В. Астафьевым, В. Беловым, Б.
Можаевым. Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где
вышли лучшие его рассказы и повести: «Шопен, соната номер два», «Шумит луговая
овсяница», «За долами, за лесами», «Красное вино победы».
В 1977 году вышла
главная его книга, «Усвятские шлемоносцы», посвященная самому началу Великой
Отечественной войны и великому преображению народа, перестройке его с мирного на
военный лад.
В годы перестройки много
писал острых публицистических статей, осуждающих разрушение традиционных основ
общества.
Евгения Носова, также
как и Виктора Астафьева, можно отнести одновременно к
представителям так называемой «деревенской прозы» и к не менее значимой в
литературе XX века «окопной правде». Впрочем, эти два
направления всегда были близки в нашей литературе, ее авторы ценили друг друга,
да и политически, в общественных схватках, они тоже, как правило, держались друг
друга. Впрочем, и герои-окопники, сплошь и рядом, были из русских деревень: один
менталитет, одна общность.
В 2001 году Евгений
Носов вместе с Константином Воробьевым (тот
посмертно) были удостоены литературной премии Александра Солженицына.
Евгений Носов при жизни
был очень дружен и с Василием Беловым,
Валентином Распутиным, Виктором
Астафьевым. Правда, после публикации романа Астафьева
«Прокляты и убиты» и ряда его поздних выступлений в своем письме резко
раскритиковал этот поворот Астафьева, призвал его не
отворачиваться от народа и своего поколения.
Умер Евгений Носов в
Курске 13 июня 2002 года.
Герой Социалистического
труда (1990), лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975) за книгу
«Шумит луговая овсяница». В 2005 году в издательстве «Русский путь» вышло
собрание сочинений Е.И.Носова в 5-ти томах.
Евгений Носов о себе:
Я
родился студеным январским вечером 1925 года в тускло
освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось
вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни
недалекого города Курска.
Из деревенского окна
виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за
ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в
дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни.
Детство всегда
впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачево нагрянула
коллективизация. Как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и
как все ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в
стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с
телегой и упряжью.
На рубеже тридцатых
годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод, и я стал
городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты
первых пятилеток, а мать стала сито-пробойщицей. И я ее помню уже без
деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом
периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей», а также в
рассказах «Мост», «Дом за триумфальной аркой», «Красное, желтое, зеленое».
Жилось тогда трудно,
особенно в 1932-1933 годы, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая
детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками
вики.
В 1932 году я пошел в
школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику
грубого черного хлеба. Но мы, в общем-то, не особенно унывали. Став постарше,
бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и
коробчатые змеи, много спорили и мечтали.
А между тем исподволь
подкрадывалась Вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые
увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся
республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а
в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи. В 1943 году, после
освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну.
На фронте мне выпала
тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто
кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя. Уже в конце войны в Восточной
Пруссии немецкий «Фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода
провалялся в госпитале в гипсовом панцире.
К сентябрю 1945 года
врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную
учебу. На занятия я ходил с еще незажившими ранами, крест-накрест перевязанный
бинтами, в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу
меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной –
ведь я был старше многих из них на целую войну.
Закончив школу, я уехал
в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские
поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно
питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и
постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра,
наперечет знаю все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остается
жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к
земле, природе и ко всему современному бытию.
Источник: «Серебряный век
простонародья». / В.Г.Бондаренко. – М.: ИТРК, 2004
|