|
—
иносказательный образ, основанный на
отождествлении предметов и явлений
природы, растительного и животного
мира с жизнью и деятельностью людей
по принципу сходства между ними.
Образы-олицетворения появились еще в
древности, в эпоху мифологических
представлений о мире, когда многие
качества человека легко
приписывались неодушевленным
существам. Эти представления
отражены в устном
народно-поэтическом творчестве:
легендах, сказаниях, преданиях,
сказках. В них животные и растения,
природные явления, а иногда и
предметы ведут себя так, как будто
это живые, наделенные человеческими
качествами существа. Древний человек
считал, что вся природа — мир живых
существ, а ее жизнь подобна жизни
людей. Это и стало основой для
возникновения многочисленных
олицетворяющих метафор и более
сложных образных конструкций —
образов-олицетворений.
Образ-олицетворение и в устном
народном творчестве, и в
литературных произведениях
складывается из словесных метафор.
Например, в лирике Ф.И.Тютчева
нередки развернутые
образы-олицетворения. В
стихотворении «О чем ты воешь, ветр
ночной?» из цепи олицетворяющих
метафор возникает
образ-олицетворение ветра. Он,
подобно живому существу, «воет»,
«сетует безумно», «твердит о
непонятной муке», «роет» и
«взрывает» в сердце поэта «порой
неистовые звуки». Тютчев обращается
к ветру как к человеку, поющему
«страшные песни» «про древний хаос,
про родимый».
Зима и весна олицетворены в
известном стихотворении Тютчева
«Зима недаром злится...». Зима —
«ведьма злая» — бесится, «злится»,
«хлопочет», «на Весну ворчит»,
бросает в нее снег. Весна —
«прекрасное дитя» — «в окно
стучится», «гонит со двора» Зиму, ей
«в глаза хохочет».
В этом стихотворений смена времен
года осмыслена — в полном
соответствии с народно-поэтическими
представлениями — как борьба двух
заклятых врагов. Весна сильнее и
желаннее зимы («И все засуетилось,
/Все нудит Зиму вон»). Весна
предстает в облике румяной и веселой
девушки, а зима кажется взбесившейся
«злой ведьмой», вовсе не страшной, а
скорее нелепой и смешной в своем
бессилии.
Яркий образ-олицетворение создан
А.С.Пушкиным в романтическом
стихотворении «К морю». Море,
«свободная стихия», в изображении
поэта живое существо, способное
радоваться и грустить, гневаться и,
подобно светской красавице, блистать
«гордою красой». Поэтому так
естественно сопоставление моря с
Наполеоном и особенно с Байроном,
певцом моря и человеком, созданным
его «духом». Грани между двумя
«гениями» и морем едва различимы:
ведь одни и те же духовные качества
(свобода, могущество, воля, глубина,
мрачность, величие) присущи
пушкинским кумирам и морской стихии.
Внутреннее духовное родство
связывает с морем и самого поэта:
море — «друг», грустящий вместе с
ним, его «отзывы», «глухие звуки» и
«бездны глас» понятны поэту. «Ты
ждал, ты звал» — так Пушкин
обращается к морю, которое для него
вовсе не безликое природное явление,
а динамичное живое существо,
воплощающее самые заветные идеалы
поэта. Противоположность морю —
«скучный, неподвижный брег» и «леса,
пустыни молчаливы». Они подчеркнуто
«предметны», абсолютно лишены
человеческих качеств, которых так
много у «свободной стихия». |