|
—
иносказание, представляющее собой
параллель двух образов: в первом
говорится о явлениях природы, во
втором — о человеке или об
отношениях между людьми.
Образный параллелизм — традиционный
прием народной поэзии. В его основе
лежит уподобление действий людей
процессам, происходящим в природе
(например, «Лебедь белая по морю
плывет, / Красна девица по воду
идет»). Природные явления проясняют
действия людей, дают возможность
оценить их.
Писатели, опиравшиеся на традиции
народной поэзии, нередко
использовали образные параллелизмы.
Например, М.Ю.Лермонтов в поэме
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова» образным параллелизмом
начинает описание пира Ивана
Грозного:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом
венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
В данном случае используется так
называемый отрицательный
параллелизм («не сияет», «не
любуются»). Однако отрицание здесь
необходимо лишь для усиления
художественного эффекта. Смысл
отрицательного параллелизма
такой же, как и у обычного,
положительного (без отрицания).
Образный параллелизм может быть
основан на уподоблении действий
людей предметам, сделанным людьми
(по аналогии с природными
явлениями). Яркий пример такого
параллелизма находим в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Поэт»: здесь судьба
поэта и поэзии уподоблена судьбе
кинжала. В первой части
стихотворения говорится о судьбе
кинжала, а во второй — о судьбе
поэта и поэзии. И кинжал, и поэзия
когда-то соответствовали своему
предназначению. Теперь же кинжал
стал «игрушкой золотой», «бесславной
и безвредной», а поэт превратился в
«осмеянного пророка» , тешащего
современников «блестками и
обманами».
Образные параллелизмы нередки и в
эпических произведениях, например в
рассказах и романах И.С.Тургенева,
Л.Н.Толстого. Памятный
психологический параллелизм
использует Толстой в романе «Война и
мир», дважды сопоставляя душевное
состояние Андрея Болконского с видом
старого одинокого дуба. В первом
случае, на пути в Отрадное,
разочарованный и мрачный князь
Андрей увидел старый дуб с
обломанными сучьями, который как бы
презирал «весну, любовь, счастье».
На обратной дороге герою вновь
попался на глаза этот дуб, но уже
преображенный, «раскинувшийся шатром
сочной, темной зелени». Перемена,
происшедшая с дубом, соответствует
«беспричинному весеннему чувству
радости и обновления», поднявшемуся
в душе Андрея после встречи с
Наташей Ростовой.
Яркий пример образного параллелизма
находим в пьесе А.Н.Островского
«Гроза»: внезапная гроза
соответствует настроению Катерины
Кабановой — она считает неотвратимым
возмездие за свой любовный «грех». |