|
—
(франц.
intrieur
— внутренний) —
изображение внутреннего убранства
какого-либо помещения (комнаты,
дома, дворца, церкви, тюрьмы и
т.д.). В литературных произведениях
это один из видов воссоздания
предметной среды, окружающей героев.
Как и пейзаж, интерьер может быть
насыщен разнообразными подробностями
и предметными деталями (таковы,
например, интерьеры в «Мертвых
душах» Н.В.Гоголя), а может быть
лаконичным, указывающим только на
обстановку действия, подчеркивающим
важные для автора предметно-бытовые
детали (такой вид интерьера находим,
в частности, в «Герое нашего
времени» М.Ю.Лермонтова).
Многие писатели
XIX в. использовали
характерологическую функцию
интерьера: каждый предмет внутри
помещения несет на себе отпечаток
личности его хозяина (романы
И.С.Тургенева, И.А.Гончарова,
Л.Н.Толстого и др.) либо резко
контрастирует с характерами
персонажей (комнаты Раскольникова и
Сонечки Мармеладовой в «Преступлении
и наказании» Ф.М.Достоевского).
Довольно часто интерьер имеет
функцию социальной характеристики
героев или целого уклада жизни
(таковы, например, описания
трактиров и присутственных мест в
«Мертвых душах» Н.В.Гоголя,
распивочных и полицейского участка в
«Преступлении и наказании»
Ф.М.Достоевского и т.п.).
В
драматургии интерьер необходим для
создания сценического облика
спектакля. Авторы многих пьес
подробно указывают (в ремарках), как
выглядит помещение, в котором
происходят события (подробные
интерьеры находим в пьесах «Гроза»
А.Н.Островского, «Вишневый сад»
А.П.Чехова, «На дне» М.Горького).
Нередко в монологах, диалогах или
репликах персонажей пьес даются
эмоционально-оценочные
характеристики места действия.
Однако варианты интерьеров,
предлагаемые самим драматургом,
могут быть скорректированы или даже
пересмотрены постановщиком спектакля
(что не редкость в авангардистских
театральных прочтениях классических
пьес), поэтому драматургические
интерьеры — та часть пьесы, которая
имеет рекомендательный,
«факультативный» характер и может
быть изменена
режиссером-постановщиком.
В
лирических произведениях, как
правило, представлены только
отдельные детали интерьера,
необходимые для того, чтобы
обозначить место, в котором
находится поэт или его лирический
герой (например, «пустынная келья» в
стихотворении «19 октября»
А.С.Пушкина, гостиная в
стихотворении «Сияла ночь. Луной был
полон сад...» А.А.Фета, рестораны в
стихотворениях «Незнакомка» и «В
ресторане» А.А.Блока). Разумеется,
не воспроизведение тех или иных
интерьеров является целью поэтов.
Детали интерьера — фон, помогающий
понять их настроения и переживания,
поэтому каждая подобная деталь в
лирическом стихотворении несет
ощутимую психологическую нагрузку. |