|
—
обозначение кризисных явлений в
европейской эстетике, литературе и
искусстве конца XIX - начала XX в.
Термин возник в 1886 году в кругу
французских
поэтов-символистов (Рембо,
Верлен). В начале XX в. декаданс
связывают и с другими
нереалистическими течениями -
футуризмом,
акмеизмом,
экспрессионизмом, имажинизмом. Его
влияние сказывается в творчестве
некоторых реалистов. Названные
направления отличаются друг от друга
и содержанием, и формальными
исканиями; многие декаденты
субъективно ощущали себя бунтарями (футуристы).
В целом декаданс отражает
трагическую отчужденность человека в
условиях буржуазного общества, уже
приближавшегося к катаклизмам первой
мировой войны. Нередко декадансу
сопутствуют показной разрыв с
традициями мировой культуры,
разочарование в ценностях старого
мира и попытки обрести новые
духовные ориентиры.
|
|
1. Тип
художественной образности, одна из
разновидностей комического. Гротеск
основан на фантастике, сочетает
правдоподобие и карикатуру. Мир
гротеска - странный, аномальный,
нелогичный ("Крошка Цахес" Гофмана).
Этот признак отличает гротеск от
фантастики, основанной на допущении,
на "достоверности необычного" (А.Н.Толстой).
2.
(речь двух лиц, диалогическая
речь) — вид художественной речи.
Широко используется в эпических и
лиро-эпических произведениях, в
драматургии, реже — в лирических
стихотворениях. В форме диалога
написаны, как правило, стихотворные
манифесты, в которых поэты
показывают столкновение двух позиций
участников диалога: «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Поэт и
толпа»
А.С.Пушкина, «Поэт и гражданин»
Н.А.Некрасова. |