Алексей Николаевич Толстой родился 10
января 1883 года в самарском Заволжье, которое стало для писателя той малой
родиной, с которой начинается постижение страны, мира, эпохи.
Отец писателя граф Николай
Александрович Толстой был одним из известнейших людей губернии, а мать
Александра Леонтьевна была писательницей, вскоре ушедшая от отца Толстого к
либеральному деятелю А.Бострому, который и стал вторым отцом Алексея Толстого.
Раннее детство Толстого протекало в
имении Сосновка, в русской заволжской деревне, на берегу реки Чагра, В
Николаевской уезде Самарской губернии. Писать он начал очень рано. Александру
Леонтьевну, мечтавшую о писательской карьере сына, писания эти огорчали. "Все
очень серо", - вынесла она приговор. Толстой с юности положил себе писать
ежедневно - и к моменту своих успешных дебютов в прозе, относящихся к 1910 году,
Толстой уже был опытным литератором, проведшим за письменным столом тысячи
часов. Уже его первые книги стихов, особенно сказок ("Сорочьи сказки" и "За
синими реками"), привлекли внимание критики и читателей "какой-то особой
свободой, непринужденностью, (которой всегда отличались все писания Толстого)".
Повести и рассказы, объединенные позднее в цикл "Заволжье", открыли русскому
читателю уверенного мастера, "писателя, несомненно, крупного, сильного и с
жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение
современного дворянства" (цитата М.Горького).
Для характеристики отношения молодого
писателя к героям "Заволжья" следует подчеркнуть фигуру "нового человека" -
крупного предпринимателя богача Растегина. Как ни смешны, а порою и ужасны
дворянские последыши, с которыми сводит его поездка "за стилем", но в сравнении
с ними он вовсе ничтожен, своего ничего за душой у этого новейшего российского
буржуа.
Единственное святое, что есть в мире
"Заволжья", - это свет чистой и верной женской любви. Образ Веры Ходанской
положит начало целой галерее толстовских девушек, героинь романов "Чудаки",
"Хромой барин" и других произведений.
Период, наступивший у молодого
писателя вслед за успехом "заволжским" повестей и рассказов, был для него весьма
непростым. Он много пишет, печатается. Пьесы, созданные по темам "Заволжья",
пользуются успехом шумным, порой даже скандальным. Выходит первый - "Чудаки"
(1911), а затем и второй - "Хромой барин" (1912) романы Толстого. Он -
петербуржец, участник кружков и литературных клубов, посетитель вернисажей и
салонов, сотрудник многих журналов, газет, альманахов, сборников. Но за успехом
этих лет стоит и нечто иное: все углубляющийся кризис художника и гражданина,
ощущение тупика, в который он движется. Сам Толстой уничтожающе отрицательно
отзывался о своих произведениях 1912-1914 годов: "Я исчерпал эту тему
воспоминаний и вплотную подошел к современности. И тут я потерпел крах. Повести
и рассказы о современности были неудачны, не типичны".
В статье "Отрочество" (1914) он
выразил вдруг очнувшееся в нем, как и во многих русских интеллигентах, сознание
родины: "Мы даже не знали - любим ли мы нашу страну, или так - проживаем в ней
только?" Война пробудила, по словам писателя, "величайшее понятие, таинственное
по страшному могуществу своему: слово - отечество".
Цикл очерков А.Толстого "По Волыни",
"В Голиции", "На Кавказе", рассказы "Обыкновенный человек", "Анна Зисерман", "На
горе" и др. невозможно сравнить с потоком "патриотической" халтуры, с рассказами
сочинителей в "Ниве" и прочих журналах, живописующими зверства германцев и
умилительную благостность русского "серого солдатика".
В 1918 году писатель вместе с семьей
эмигрирует из Советской России. В 1923 году он вернулся на Родину. Повести и
рассказы, написанные Толстым во время эмиграции, отражали его отношение к самой
эмиграции. Повесть "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1923-1924) можно без
преувеличения назвать сатирической энциклопедией начала эмиграции. Перекликаясь
местами с булгаковским "Бегом", повесть отличается от произведения Булгакова
всепроникающим комизмом; история, подобная судьбе генерала Хлудова, в "Ибикусе"
невозможна.
Как бы продолжением "Похождений
Невзорова" являются повести "Рукопись, найденная под кроватью" (1923) и "Черная
пятница" (1923), написанные ранее. Нетрудно заметить, что произведения начала
20-х годов, написанные во время жизни Толстого в Берлине - роман "Аэлита",
повести "Черная пятница", "Убийство Антуана Риво", "Рукопись, найденная под
кроватью" - и в первый год жизни в России - "Похождения Невзорова", -
повествовали о свежем, дымящемся прошлом и полны тревожных предчувствий, как
настроение героя рассказа "Мираж" (1924), возвращающегося на Родину.
Начиная с темы эмиграции, на
протяжении 20-х годов А.Н.Толстой создавал в основном рассказы и повести
сатирические, отрицающие, а не утверждающие. Из них ушла даже тема женской
любви, которая освящала действительность в его раннем творчестве, сулила героям
единственную "нетленную точку" в хаосе жизни - любящее сердце женщины. Крупные
произведения, созданные в эти годы - романы "Эмигранты" ("Черное золото") и
"Гиперболоид инженера Гарина", - также отрицают как старый гуманизм, так и идею
сильной личности, приводящую к фашизму (Гарин), разоблачают идеалы буржуазного
общества. Мастерство Толстого-сатирика достигает в эти годы высшей точки. Именно
в сатире он впервые пришел к созданию типов. И все же это были годы творческой
неудовлетворенности, годы поисков. Писатель искал свою темы. Тему по плечу
своему таланту, тему, ведомую идеей, которая никогда не оставляла его, - идеей
русской государственности, идеей величия русского народа. Этой темой станет для
Толстого эпоха преобразований Петра I.
Еще до создания романа "Петр Первый"
писатель неоднократно обращался к исторической теме. Он сам считал началом своей
работы в прозе рассказ "Соревнователь" (1909). "Соревнователь", "Катенька"
(1910), несколько пьес, из которых наиболее удачна "Любовь - книга золотая"
(1918) - это обращение к анекдоту, мастерская имитация "галантного" стиля.
Последним из произведений этого рода стала повесть "Граф Калиостро" (1921) с
щедрым набором исторической экзотики. Однако уже до этого началась серьезная
работа писателя над темой Петра I - рассказ "День
Петра" (1917).
Особняком в творчестве Толстого стоит
рассказ "Четыре века" (1914). Ни до этого рассказа, ни после писатель не
попытается на нескольких страницах обозреть "четыре века", четыре эпохи в жизни
России. Непрерывность повествования, когда соседние строки могут быть разделены
десятилетиями в жизни героев, напоминает стилевую манеру Горького, в стремлении выйти из семейно-бытовых рамок, точнее, вывести их
них смену исторических эпох намекают нам на возможности Толстого - будущего
создателя эпопеи "Хождение по мукам".
Рассказ "Древний путь" (1927) - одно
из наиболее совершенных созданий Толстого. Тема крушения старого гуманизма,
столь занимавшая писателя (так же как А.Блока,
М.Горького и др.), раскрыта здесь необычайно емко и с
убедительной зримостью.
- Заключение -
А.Н.Толстой был не из тех, кто мог
уверовать до конца в идею отвлеченную, когда ее нет перед глазами. Лишь когда
эта идея в крови, поту, порохе, муках и героизме нации возникла перед ним как
защита, обретение, восстановление государственности русского народа со всем
содержащимся в ней, этой идее, историческим оптимизмом и с
конкретно-историческим богатством для художника, писатель принял ее как
единственную веру, как путеводную звезду. Характерно, что поначалу Толстой понял
то, что большевики сохранят Россию, и лишь много позже стали прорисовываться
перед ним коренные задачи Советской власти. Понадобилось немало времени, поездок
по стране, размышлений и поисков, чтобы стала проявляться, вырастать из самой
жизни возлюбленная идея. Писатель пришел к монументальным формам. Он сумел
вернуться к теме гражданской войны на новом уровне и после переработки "Сестер"
создал романы "18-й год" и "Хмурое утро", ставшие наряду с "Тихим Доном"
энциклопедией гражданской войны, историей русского человека, в первую очередь
интеллигента, в эпоху величайших потрясений XX века.
И наконец, писатель стал очевидцем и
участником небывалого испытания народа и государства, свидетелем торжества
народного духа, торжества нового общества. В годы Отечественной войны он как
художник обрел небывалое вдохновение. Здесь в полном объеме явилось слияние его
идеи и действительности, когда каждый день убеждал в величии нашего народа.
Последние главы "Петра" и военные статьи и очерки - лучшее из созданного
А.Н.Толстым. Торжествующее, утверждающее вдохновение царит в этих произведениях,
отмеченных поистине волшебной печатью мастерства, написанных удивительным
русским языком. Именно в дни войны Алексей Николаевич Толстой стал по праву
народным писателем - не по присвоенному званию, а по признанию людей.
Наступившая 23 февраля 1945 года смерть настигла его на высшей точке расцвета
таланта.
Литературно-критические
статьи А.Толстого
Использованы материалы кн.: "Путь к народу" //
С.Боровиков. |