|
—
(франц.
sujet
— предмет, тема) —
последовательность событий в
литературном произведении. События
разворачиваются во времени и
пространстве, объединяются
временными или
причинно-следственными связями.
Сюжет —
важнейший компонент формы в
большинстве эпических и
драматургических произведений, а
также в некоторых лиро-эпических
произведениях (балладах и лирических
поэмах). Без сюжета любое
произведение было бы чем-то
хаотичным и бесформенным, грудой
событий и фактов жизни, не связанных
между собой. В лирических
произведениях сюжет отсутствует.
Событие
— основа любого
сюжета. В каждом событии участвуют
люди — персонажи литературного
произведения. Событие складывается
из действий, поступков, движений,
взаимоотношений персонажей. Действия
сопровождаются жестами, мимикой,
монологами или репликами.
Комментатором событий — в эпических
произведениях — является
повествователь.
Не
всякое событие, упомянутое в
произведении, имеет отношение к
сюжету. Сюжетными являются те
события, которые непосредственно
показаны, а не те, о которых только
сообщается. Как правило, сообщения о
событиях важны для характеристики
героев, дополняют или уточняют общую
картину происходящего, побуждают
героев к совершению поступков. Если
же писатель предпочитает не
показывать события, а рассказывать о
них, это замедляет сюжет, делает его
рыхлым, нединамичным.
В
основе сюжета могут быть не только
такие действия персонажей, в которых
проявляется их характер, воля,
отношение к другим людям. Персонажи
становятся участниками событий,
совершающихся помимо их воли и
намерений. К таким событиям
относятся стихийные бедствия, бунты,
войны, революции.
События
в таких сюжетах зависят не только от
поступков персонажей, но и от тех
сил, которые не подчиняются
отдельному человеку или группе
людей. Это дает возможность
проследить взаимоотношения личности
и общества, поставить проблему связи
судеб людей с ходом истории,
показать, как в локальных конфликтах
между людьми отражаются конфликты
более масштабные — социальные,
исторические, как влияют на человека
не познанные им силы природы.
В
сюжете очень важна мотивировка
событий, то есть обусловленность
каждого последующего события
предыдущим. Случайность,
бессвязность событий, умолчания
создают впечатление
немотивированности происходящего,
разрушают цельность сюжета, так как
нарушается логика событий или их
временная последовательность .
Компоненты сюжета.
В большинстве сюжетов
классических произведений ход
событий в большей или меньшей
степени соответствует жизненной
логике развития событий. В основе
таких сюжетов лежит, как правило,
конфликт, поэтому расположение и
взаимосвязь событий в сюжете
определяются развитием конфликта.
Сюжет, основанный на
конфликте, может включать следующие
компоненты:
экспозицию, завязку
действия, развитие действия,
кульминацию, развязку действия.
Следует
подчеркнуть, что наличие всех
компонентов сюжета вовсе не
обязательно. Отдельные его
компоненты (например, экспозиция или
развязка действия) могут
отсутствовать. Это зависит от
художественной задачи, поставленной
писателем.
Экспозиция
— наиболее статичная
часть сюжета. Ее цель — представить
некоторых персонажей произведения и
обстановку действия. Основное
сюжетное действие в экспозиции еще
не начато. Экспозиция лишь
мотивирует действия, которые
произойдут впоследствии, как бы
проливает на них свет.
Заметим, что от экспозиции не
следует ожидать знакомства со всеми
героями. В ней могут быть
представлены второстепенные лица.
Иногда именно появление главного
действующего лица завершает
экспозицию и является завязкой
действия (например, появление
Чацкого в комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума»).
Обстановка действия, представленная
в экспозиции, совсем не обязательно
сохраняется в ходе сюжета. «Единство
места» — канон классицистической
пьесы — практически не соблюдается в
романтических и реалистических
произведениях. Пожалуй, только в
«Горе от ума» действие от начала и
до конца происходит на одной
«сценической площадке» — в доме
Фамусова.
В
экспозиции нередко используется
повествовательный прием, который
называется предысторией.
Обширная предыстория Онегина
содержится, например, в экспозиции
романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
(глава 1). В пьесе А.Н.Островского
«Гроза» предысторией Катерины
является ее рассказ Варваре о жизни
в родительском доме. Особый случай
предыстории героя — рассказ о жизни
Чичикова в одиннадцатой главе
«Мертвых душ» Н.В.Гоголя, намеренно
вынесенный писателем не только за
пределы экспозиции, но и фактически
за пределы сюжета первого тома
поэмы.
Завязка действия
— событие или ряд
событий, которые дают толчок
основному действию. Именно в завязке
действия резко меняется положение
персонажей, между ними могут
возникнуть противоречия. Нередко
завязкой действия становятся вполне
обычные ситуации:
приезд или отъезд действующего лица,
знакомство, встреча, сообщение о
чем-либо или разговор.
Важно
правильно определить момент начала
основного сюжетного действия. Для
этого необходимо найти точный ответ
на вопросы: что выводит из
равновесия сложившуюся систему
отношений между персонажами, что
меняет жизнь персонажа, в чем
причина всех последующих событий?
Ведь именно характер завязки
действия нередко предопределяет
особенности дальнейшего движения
сюжета. Такие стандартные для
завязки действия ситуации, как,
например, встреча или приезд героя,
слабо проясняют последующие события.
Напротив, спор, резкое столкновение
героев сразу определяют конфликтные
отношения между ними, которые,
очевидно, и будут воплощены в
сюжете.
Развитие действия
— наиболее
протяженная и сложная для анализа
;часть сюжета. В развитии действия
реализуется конфликт, если он есть в
произведении. Если конфликт
отсутствует, то развитие действия
складывается из хроники событий,
действий, поступков персонажей.
Если
сюжет основан на конфликтных
отношениях, то в развитии действия
напряженность между конфликтующими
сторонами нарастает. В процессе
анализа целесообразно проследить
именно этот аспект сюжета, не
стремясь выявить абсолютно все
события. Для того чтобы правильно
определить границы развития
действия, необходимо точно
установить завязку действия и тот
момент, в который действие достигает
наивысшего напряжения.
Характеризуя темп развития действия,
следует обращать особое внимание на
остановки, замедления, которые могут
возникнуть, если писатель использует
разного рода внесюжетные компоненты
(например, вставные произведения,
авторские отступления). Широкое
использование описаний, вводящих
рассказов, необходимых для того,
чтобы представить новых героев, а
также «исповедей» героев, диалогов,
в которых выясняются их идейные
позиции, также тормозит развитие
действия, снижает его темп.
Кульминация
— высшая точка в
развитии действия, в которой
конфликт достигает наивысшей остроты
и напряжения. После кульминации
действие неизбежно идет на спад, так
как конфликт оказывается
исчерпанным. Кульминация —
поворотный момент в отношениях между
противоборствующими сторонами. Как
правило, после кульминации изменения
конфликтующих сторон становятся
неизбежными.
Например, в пьесе А.Н.Островского
«Гроза» кульминация — признание
Катерины в «грехе». Это поворотный
момент в сюжете, так как после него
выбор героини неизбежен: она должна
либо покориться «темному царству»,
либо решиться на ту единственную
форму протеста, которая ей доступна,
— уход из жизни. Кульминацией
нередко являются объяснение героев
(в рамках любовного сюжета) или
дуэль.
В
сюжетах хроникального типа
кульминация либо слабо выражена,
либо полностью отсутствует.
Например, она отсутствует в первом
томе поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые
души». Некое подобие кульминации
можно найти в пьесе А.П.Чехова
«Вишневый сад»: известие о продаже
усадьбы внешне меняет жизнь
персонажей, но не является
следствием конфликта между ними.
Потеря «дворянского гнезда» — давно
ожидаемое событие, оно имеет прежде
всего психологическое и
символическое значение.
Развязка действия
— завершающая часть
сюжета, следующая после кульминации.
В развязке действия обычно
выясняется, как изменились отношения
между противоборствующими сторонами,
какие последствия имел конфликт.
Нередко
для того, чтобы разрушить стереотип
ожидания читателей («свадьба» или
«похороны), писатели вообще опускают
развязку действия. Например,
отсутствие развязки в сюжете восьмой
главы «Евгения Онегина» делает финал
романа «открытым». Пушкин как бы
приглашает читателей самих
поразмышлять над тем, как могла бы
сложиться судьба Онегина, не
предрешая возможного развития
событий. Кроме того, характер
главного героя также остается
«незавершенным», способным к
дальнейшему развитию.
Иногда развязка
действия представляет собой
последующую историю одного или
нескольких персонажей. Это
повествовательный прием, который
используется для сообщения о том,
как сложилась жизнь персонажей после
завершения основного действия.
Краткую «последующую историю» героев
«Капитанской дочки» А.С.Пушкина
можно найти в послесловии,
написанном «издателем». Этот прием
довольно часто использовали русские
романисты второй половины
XIX
века, в частности
И.А.Гончаров в романе «Обломов» и
И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети».
Типы, сюжетов.
Среди всего
многообразия сюжетов литературных
произведений выделяются два основных
типа:
— хроникальные
сюжеты (их называют также
центробежными);
— концентрические
сюжеты
(центростремительные).
Принципы связи событий в
хроникальных и концентрических
сюжетах существенно различаются,
следовательно, различаются и их
возможности в изображении
действительности, поступков и
поведения людей. Критерий
разграничения этих типов сюжета —
характер связи между событиями.
В
хроникальных сюжетах связь между
событиями — временная, то есть
события сменяют друг друга во
времени, следуя одно за другим.
«Формулу» сюжетов этого типа можно
представить так:
а,
затем
b,
затем с......
затем х (или:
а +
b + с +
... + х),
где
а, b, с, х
— события, из которых
складывается хроникальный сюжет.
Действие в хроникальных сюжетах не
отличается цельностью, строгой
логической мотивированностью: ведь в
сюжетах-хрониках не развертывается
какой-либо один центральный
конфликт. Они представляют собой
обозрение событий и фактов, которые
могут быть внешне (логически) не
связаны между собой. Объединяет эти
события только то, что все они
выстраиваются в одну цепь с точки
зрения протекания во времени.
Хроникальные сюжеты многоконфликтны:
конфликты возникают и гаснут, одни
конфликты приходят на смену другим.
Хроникальные сюжеты широко
используются в
авантюрно-приключенческих романах, в
которых воссоздается, как правило,
внешняя сторона жизни людей, в
социально-бытовых романах-хрониках,
где могут быть изображены несколько
поколений одной семьи или показано
развитие определенной
социально-бытовой среды.
Хроникальный тип сюжета может
привлечь писателя, если ему
необходимо показать внутренний мир
персонажей, развертывающийся во
времени. «История души человеческой»
— основа психологического
романа-хроники.
Русские писатели
XIX
века часто создавали
в своих произведениях хроникальные
сюжеты. Таков, например, сюжет
мемуарного повествования о жизни
Гринева и Маши Мироновой в романе
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Этот тип сюжета часто привлекал
писателей-сатириков: сатирические
«хроники» создали Н.В.Гоголь
(«Мертвые души») и
М.Е.Салтыков-Щедрин («История одного
города»). Хроникальный тип сюжета
весьма распространен и в поэмах.
Хроникальными в своей основе
являются сюжеты поэм «Кому на Руси
жить хорошо» Н.А.Некрасова,
«Соловьиный сад» А.А.Блока и «Анна
Снегина» С.А.Есенина.
Нередко
для того, чтобы подчеркнуть
хроникальный принцип расположения
событий в произведениях, писатели
называли их «историями», «хрониками»
или — в соответствии с давней
русской литературной традицией —
«повестями».
В
концентрических сюжетах
преобладают причинно-следственные
связи между событиями, то есть
каждое событие является причиной
следующего за ним и следствием
предыдущего. Такие сюжеты отличаются
от хроникальных единством действия:
писатель исследует какую-либо одну
конфликтную ситуацию. Все события в
сюжете как бы стягиваются в один
узел, подчиняясь логике основного
конфликта.
«Формулу» сюжета этого типа можно
представить таким образом:
а,
следовательно,
b,
следовательно, с ...
следовательно,
х
(a
—>
b
—>
c
—>
...
—>
x),
где
а, b, с, х
— события, из которых
складывается концентрический сюжет.
Примеры
сюжетов концентрического типа —
сюжеты романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание», комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор». Мастерски
построен концентрический сюжет
романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени». Все повести — «главы»
романа основаны на ясно выраженных
конфликтах (за исключением, может
быть, повести «Максим Максимыч»).
Однако хронологические связи между
ними намеренно разрушены, так как
Лермонтов вовсе не стремился
воссоздавать «историю души»
Печорина. Сюжет воплощает иной
замысел писателя: выявить
постепенно, поэтапно характер
главного героя — характер вполне
сложившийся, глубокий и
противоречивый. Личность Печорина не
развивается, а выясняется,
выявляется в сюжетной цепи из пяти
повестей, каждая из которых —
образец концентрического сюжета.
В большинстве
произведений литературы
XIX
и
XX
вв. оба типа сюжета
сосуществуют: для писателей важно
развернуть события во времени, но не
менее важно выстроить их в
соответствии с логикой конфликта.
Особенно сложны отношения между
хроникальными и концентрическими
типами сюжета в многоплановых
произведениях, где есть несколько
сюжетных линий (например, «Война и
мир» Л.Н.Толстого, «Мастер и
Маргарита» М.А.Булгакова, «Петр
Первый» А.Н.Толстого, «Тихий Дон»
М.А.Шолохова). Но и в сравнительно
прозрачных с точки зрения
организации сюжета произведениях два
сюжетных начала могут
сосуществовать, дополняя друг друга.
Например, в сюжете пьесы М.Горького
«На дне» преобладает хроникальное
начало, которое осложняется, однако,
многочисленными частными конфликтами
— столкновениями и спорами
персонажей. |