—
(от древнегреч.
stropho
— кружение, поворот)
— сочетание нескольких стихотворных
строк (стихов), составляющих
ритмическое, синтаксическое и
смысловое целое. В составе строфы
может быть от 2 до 14 стихотворных
строк.
Простейшей строфой является
двустишие (дистих). Этот вид
строфы сравнительно редко
используется в русской поэзии.
Приведем несколько двустиший из
стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Морская царевна»:
В море
царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
Фыркает
конь и ушами прядёт,
Брызжет и плещет и дале плывёт.
Слышит
царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Строфа, состоящая из трех стихов,
называется, трехстишием
{терцетом). Терцет используется
в довольно небольшом количестве
стихотворений русских поэтов.
Гораздо чаще этот вид строфы входит
в состав крупных строф. Терцетами
написано стихотворение А.А.Блока
«Песнь Ада»:
День
догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.
Меня
там нет. Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких
скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.
Наиболее популярным
видом строфы у русских поэтов
является четверостишие (катрен).
Сочетание четырех стихотворных
строк позволяет достичь невероятного
разнообразия ритма, интонации.
Четверостишие отличается гибкостью
синтаксиса и может, в свою очередь,
входить в состав более крупных строф
(например, сонета или «онегинской»
строфы). В четверостишии
используются все способы рифмовки,
однако наиболее часто встречаются
перекрестные рифмы (схема:
abab),
как, например, в
стихотворении М.Ю.Лермонтова «Сон»:
В полдневный жар в
долине Дагестана |
а |
С свинцом в груди лежал
недвижим я; |
b |
Глубокая еще дымилась
рана, |
a |
По капле кровь точилася
моя. |
b |
Особый вид
строфы, состоящей из четырех
строк, представляют собой
стансы. В русской поэзии
стансы — это строфа из четырех
стихов четырехстопного ямба, в
которой используется
перекрестная рифмовка (схема
abab).
Кроме этих
формальных особенностей, каждая
строфа отличается смысловой
завершенностью. Наиболее яркие
стихотворения, написанные
стансами, принадлежат перу
А.С.Пушкина: «Во глубине
сибирских руд...», «Стансы» («В
надежде славы и добра...»),
«Брожу ли я вдоль улиц
шумных...».
Из
других видов строф, которые
сравнительно редко
использовались в русской поэзии,
следует отметить октаву, сонет и
особый вид строфы, созданный
Пушкиным, — так называемую «онегинскую»
строфу.
Октава
— это строфа из
восьми стихов, которые рифмуются
по схеме
abababcc
с обязательным
чередованием мужских и женских
клаузул. Наиболее известным
произведением русской поэзии, в
котором использована октава,
является пушкинская поэма «Домик
в Коломне».
Сонет
чаще всего
рассматривают как один из
лирических жанров. Но с
формальной точки зрения он
является строфой, состоящей из
четырнадцати строк. Сонет
состоит из двух частей: первая
часть включает два катрена
(четверостишия), вторая — два
терцета (трехстишия).
Стихотворный размер сонетов —
пятистопный (реже —
шестистопный) ямб. Схема
рифмовки даже в строгом,
классическом сонете может
варьироваться при обязательном
условии: в катренах должны
использоваться две равнозвучные
рифмы, а терцетах — две (реже —
три) рифмы, отличающиеся от рифм
в катренах. А.С.Пушкиным
написано три знаменитых сонета:
«Суровый Дант не презирал
сонета...», «Поэту» («Поэт! не
дорожи любовию народной...») и
«Мадонна».
«Онегинская»
строфа
была создана
Пушкиным специально для романа
«Евгений Онегин». Структурная
схема «онегинской» строфы
выглядит так:
AbAbCCddEffEgg
(прописными
буквами обозначены женские
клаузулы, строчными — мужские).
Эта структура выдерживается во
всем тексте романа, за
исключением писем Татьяны (гл.З),
Онегина (гл.8) и «Песни девушек»
в гл. 3.
|