|
—
две
стороны литературного произведения,
которые выделяются только в процессе
его анализа. В самом произведении
содержание и форма всегда неотделимы
друг от друга, составляя
художественное целое.
Содержание
— это смысл
произведения, воплощенный в особой,
образной форме. Изучение различных
сторон содержания ведет от
поверхностных, неглубоких суждений о
материале, избранном писателем, к
верному пониманию идей, настроений,
мировосприятия писателя, выраженных
в произведении.
В содержании
литературного произведения
различаются три стороны: тема
(тематика, то есть совокупность
тем), проблема (проблематика,
то есть совокупность проблем) и
авторская
позиция.
Форма
— это способ
обнаружения содержания литературных
произведений. Содержание
произведения всегда каким-то образом
оформлено, вне формы все элементы
содержания не могут существовать.
Литературно-художественная форма —
сложное и многоплановое явление.
Анализ формы предполагает изучение
трех основных сторон литературного
произведения: предметной
изобразительности, композиции,
речевого строя произведения.
Предметная изобразительность —
первый компонент формы — это все
жизненные явления, изображенные
писателем. Круг этих явлений может
быть чрезвычайно широк: события,
реально происходившие в жизни и
вымышленные, взаимоотношения между
людьми, участники событий с их
биографиями, материальный мир.
Композиция — второй компонент формы.
Анализ композиции предполагает
изучение отношений между всеми
сторонами формы. Именно композиция
проясняет замысел писателя, «план»,
реализованный в произведении.
Специфика литературы как вида
искусства проявляется в третьем
компоненте формы — речевом строе
произведения. Материалом словесного
творчества является язык. Язык — это
как бы аналог красок живописца,
звуков музыканта, бронзы скульптора,
любого материала, из которого люди
создают произведения искусства.
Форма литературных
произведений отличает литературу от
всех других видов речевой
деятельности: информационного
сообщения, публицистической или
научной статьи, реферата, доклада и
т.д. О человеке и окружающем его
мире можно сказать по-разному;
писатель говорит о нем так, что,
даже повторяясь, перекликаясь с
кем-то из предшественников или
современников, остается уникальным и
неповторимым. Ведь мысли и чувства,
которые выразил писатель в своем
произведении, неотделимы от
созданной им новой, только ему
присущей художественной формы. |