Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Система стихосложения ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - С - >> Система стихосложения
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Система стихосложения

 


 

исторически сложившаяся со­вокупность принципов создания стихов. Эти принципы учитывают особенности русского языка, прежде всего особенности его фонетики, лексики и синтаксиса.

Основными факторами, от которых зависит ритм стихотворной речи, являются ударение и слог. В зависимости от того, какой фактор преобладает, стихосложение может быть:

—  тоническим (от древнегреч. tonos — напряжение, удар) — в этом случае ритм стиха определяется закономерным чередованием ударений;

силлабическим (от древнегреч. syllabos — слог), если в стихосложении учитывается количество слогов в стихотворной строке;

—  силлабо-тоническим, в том случае если и ударение, и слог в равной степени участвуют в формировании ритма.

Русский устный народный стих, многообразный по своим формам, резко отличается от стиха книжной поэзии. Основным фактором ритма в нем является ударение, поэтому народный стих многие исследователи считают тоническим (или акцентным). В книжной поэзии XIX-XX вв. также встречаются различные варианты тонического стиха (например, в поэзии А. А. Блока, В. В. Маяковского).

Первые русские поэты XVI-XVII вв. (Симеон Полоцкий, Ка-рион Истомин и др.) писали силлабические «вирши» (стихи), основанные на принципе равенства слогов в стихотворных строках. В силлабическом стихосложении расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.

Русский классический стих является силлабо-тоническим. Силлабо-тоническая (буквально: «слогоударная») система стихосложения начала развиваться с середины XVIII в. после реформы стихосложения, предложенной В. К. Тредиаковским и М.В. Ломоносовым. Именно эта система стихосложения доминирует в русской поэзии до настоящего времени, так как в наибольшей степени отвечает фонетическому и грамматическому строю русского языка. Силлабо-тонический стих достаточно гибок для того, чтобы передать богатство звучащей речи, многообразие индивидуальных поэтических интонаций и ритмов.

Попытки реформировать силлабо-тоническую основу русского стиха, особенно частые в XX в., приводили и приводят к блестящим художественным результатам (поэзия В.В.Хлебникова, В.В.Маяковского, многие стихотворения поэтов-символистов), но всегда воспринимаются как отступление от нормы. Пафос реформ в области силлабо-тонического стихосложения всегда уравновешен разумным консерватизмом более чем двухсотлетней традиции.

В поэзии XX в. получил распространение верлибр, ила свободный стих (от франц. vers libre — свободный стих). В отличие от силлабо-тонического стиха, верлибр не учитывает количество и расположение ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Ритмической единицей в стихотворениях, написанных верлибром, является целиком стихотворная строка, представляющая собой интонационно-синтаксическое единство.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz