—
исторически сложившаяся
совокупность принципов создания
стихов. Эти принципы учитывают
особенности русского языка, прежде
всего особенности его фонетики,
лексики и синтаксиса.
Основными факторами, от которых
зависит ритм стихотворной речи,
являются ударение и слог.
В зависимости от того, какой
фактор преобладает, стихосложение
может быть:
— тоническим
(от древнегреч.
tonos
— напряжение, удар) —
в этом случае ритм стиха
определяется закономерным
чередованием ударений;
— силлабическим
(от древнегреч.
syllabos
— слог), если в
стихосложении учитывается количество
слогов в стихотворной строке;
—
силлабо-тоническим, в том случае
если и ударение, и слог в равной
степени участвуют в формировании
ритма.
Русский устный
народный стих,
многообразный по
своим формам, резко отличается от
стиха книжной поэзии. Основным
фактором ритма в нем является
ударение, поэтому народный стих
многие исследователи считают
тоническим (или акцентным). В
книжной поэзии
XIX-XX
вв. также встречаются
различные варианты тонического стиха
(например, в поэзии А. А. Блока, В.
В. Маяковского).
Первые русские поэты
XVI-XVII
вв. (Симеон Полоцкий,
Ка-рион Истомин и др.) писали
силлабические «вирши» (стихи),
основанные на принципе равенства
слогов в стихотворных строках. В
силлабическом стихосложении
расположение ударных и безударных
слогов не упорядочено.
Русский классический
стих
является
силлабо-тоническим.
Силлабо-тоническая (буквально: «слогоударная»)
система стихосложения начала
развиваться с середины
XVIII
в. после реформы
стихосложения, предложенной В. К.
Тредиаковским и М.В. Ломоносовым.
Именно эта система стихосложения
доминирует в русской поэзии до
настоящего времени, так как в
наибольшей степени отвечает
фонетическому и грамматическому
строю русского языка.
Силлабо-тонический стих достаточно
гибок для того, чтобы передать
богатство звучащей речи,
многообразие индивидуальных
поэтических интонаций и ритмов.
Попытки реформировать
силлабо-тоническую основу русского
стиха, особенно частые в
XX
в., приводили и
приводят к блестящим художественным
результатам (поэзия В.В.Хлебникова,
В.В.Маяковского, многие
стихотворения поэтов-символистов),
но всегда воспринимаются как
отступление от нормы. Пафос реформ в
области силлабо-тонического
стихосложения всегда уравновешен
разумным консерватизмом более чем
двухсотлетней традиции.
В поэзии
XX
в. получил
распространение верлибр,
ила свободный стих (от франц.
vers libre
— свободный стих). В
отличие от силлабо-тонического
стиха, верлибр не учитывает
количество и расположение ударных и
безударных слогов в стихотворной
строке. Ритмической единицей в
стихотворениях, написанных
верлибром, является целиком
стихотворная строка, представляющая
собой интонационно-синтаксическое
единство. |