Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Сатира ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - С - >> Сатира
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Сатира

 


 

(от лат. satura — смесь; первоначально — название острого блюда) — 1) Один из видов смеха, наряду с юмором, сарказмом и иронией. Сатирический смех направлен на явления общественные или имеющие общественное значение. Значительность самого предмета осмеяния во многом определяет качества сатиры. Сатирический смех имеет массу оттенков, диапазон сатирических произведений русской литературы XIX в. необычайно широк: от политической сатиры А.С.Пушкина и М.Е.Салтыкова-Щедрина до «сатиры на нравы» Н.В.Гоголя и А.Н.Островского. Общественно-бытовые явления советской эпохи становились объектами сатирического осмеяния в произведениях В.В.Маяковского, М.А.Булгакова, А.П.Платонова.

За сатирическим смехом всегда скрывается определенная позиция писателя, понимание, каким должен быть осмеиваемый предмет, если он был бы лишен комических противоречий. Однако сатирический смех, как и смех вообще, не выражает идеалов писателей прямо и непосредственно. Авторская позиция выражается через критику, отрицание самого предмета изображения или его отдельных свойств. Сатира, являясь в своей основе негативной идейно-эмоциональной реакцией на изображаемое, только указывает, намекает на присутствие авторского идеала, не обнаруживая его. «Положительные герои» разрушают комическое, позволяют писателю выйти за пределы сатиры, они всегда «серьезны», лишены комических противоречий и поэтому предметом осмеяния быть не могут.

Интенсивность сатирического смеха напрямую связана с задачами, которые ставит перед собой писатель-сатирик. Например, в гоголевском смехе («Ревизор», «Мертвые души») ощутимо стремление писателя увидеть в каждом из осмеиваемых персонажей хотя бы крупицы человеческого. Гоголь жадно искал в своих героях не только пороки, но и крупицы истинно человеческого, духовного, возможность движения, развития или обновления. Его сатира — «высокий смех» писателя-моралиста, убежденного в том, что, увидев себя в «зеркале» смеха, люди должны задуматься над собственными недостатками и сделать первый, самый сложный шаг на пути к их преодолению. Сатира Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «сказки») — иная разновидность сатирического смеха. Чаще всего это смех саркастический, рассчитанный на то, чтобы «уничтожить» осмеиваемые явления общественной жизни. Сарказм писателя не горькое «лекарство», которым он предполагал «излечить» современное ему общество, а мощное оружие, которым он боролся против самодержавия, бюрократии, праздности и лени дворянства — высшего сословия России.

2) Жанр лирической поэзии, возникший еще в античности. Главным жанровым признаком сатиры является осмеяние самых разнообразных явлений жизни. Диапазон тем стихотворных сатир очень широк: быт, нравы, общественная жизнь, политика, литература, а также внешность, поступки и мировоззрение людей.

Первые русские сатиры были написаны в XVIII в. Антиохом Кантемиром. Он автор 9 сатир, в их числе самые знаменитые: «На хулящих учение», «К уму своему». В XIX в. жанр сатиры, иногда в составе стихотворений, не являющихся сатирическими, использовался А.С.Пушкиным (вторая часть «Деревни», «Ода его снят, гр. Дм. Ив.Хвостову», «На выздоровление Лукулла»), М.Ю.Лермонтовым (последняя часть стихотворения «Смерть поэта»), Н.А.Некрасовым («Нравственный человек», цикл «О погоде», часть стихотворения «Размышления у парадного подъезда»), поэтами-сатириками 1860-х гг. В поэзии XX в. этот жанр широко представлен в поэзии В.В.Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся»).

Нередко сатирами называют также эпические и драматургические произведения. Стихотворные сатиры, сатирические романы, повести, рассказы, пьесы — при всем различии родовых и жанровых признаков — основаны на выявлении комических противоречий в самой жизни. Оценивая их, писатели используют различные виды смеха: сатиру (как вид смеха), сарказм, юмор, иронию.

В стихотворных сатирах, созданных русскими поэтами, мы найдем и насмешку, и издевку, и гневное обличение. Как правило, острота конкретных оценок зависит от общественной значимости осмеиваемых явлений. Нередко целью осмеяния в сатирах является прямое поучение. В сатирах используются различные приемы комического: сатирическая гипербола, гротеск, пародирование, фарсовые или водевильные ситуации.

Разновидностью сатиры является инвектива (от лат. invehi — бросаться, нападать) — резко обличительное осмеяние лица или группы лиц. В инвективе сатирический пафос легко сменяется открытой демонстрацией общественных и нравственных идеалов автора, его гражданских чувств. Яркие примеры использования инвектив в русской поэзии — вторая часть пушкинской «Деревни» и заключительная часть «Смерти Поэта» Лермонтова.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz