|
Просветительские идеи распространял другой
энциклопедический журнал — «Телескоп»,
редактором которого с 1831 г. являлся профессор
Московского университета по
этико-филологическому отделению Николай Иванович
Надеждин. Объявленный как «журнал современного
просвещения», «Телескоп» имел постоянные отделы:
«Науки», «Изящная словесность», «Критика»,
«Современные летописи», «Смесь». В качестве
сотрудников выступали университетские профессора
М.Погодин, М.Павлов, А.Востоков, М.Максимович и
др. Журнал издавался два раза в месяц (в 1834 г.
еженедельно), его тираж составлял около 800
экземпляров.
В деле просвещения общества Надеждин руководящую
роль отводил систематическому знанию и прежде
всего философии и изящным искусствам. Эту задачу
осуществляли статьи ученых по эстетике, истории,
филологии, юриспруденции, медицине и другим
наукам, служившие целям университетского
просвещения. Журнал опубликовал очерк об
украинском философе Г. Сковороде и отрывки из
его философских работ, «Письмо о философии»
Максимовича с одобрительным издательским
примечанием относительно мнения автора о
важности систематизма знаний и их связей с
действительностью, статью «Гофман» — первую
печатную работу
А.И.Герцена. Под рубрикой «Знаменитые
современники» вниманию читателей предлагались
биографические очерки о Канте, Манцони, Гегеле,
Шатобриане, Петрарке, Берлиозе, Гизо, Талейране
и др. Много места отводилось переводам из
французских, немецких, английских периодических
изданий — более 60 наименований, выбором которых
занимался преимущественно сам Надеждин,
выписывавший журналы и газеты для нужд
университета.
В программной статье «Современное направление
просвещения» Надеждин говорил о всемирном
значении монархической России, которая
противостоит бунтарским настроениям Запада. В
этой связи «Телескоп» осуждал события 1830 г. во
Франции и творчество сочувственно освещавших их
писателей-романтиков, в особенности Гюго
(«Влияние революции на современных поэтов
Франции», «Современное состояние сатиры во
Франции»). Журнал Надеждина с русофильских
позиций рассматривал польско-литовское восстание
1830-1831 гг., находя в нем влияние идей
французской революции (статья Погодина
«Исторические размышления об отношениях Польши к
России»). Не удивительно, что объектом критики
«Телескопа» стал
«Московский телеграф», защищавший романтизм
и проявлявший симпатии к революционным действиям
во Франции и Польше.
В критике «литературных промышленников»
Булгарина и Греча и их изданий активное участие
принял
А.С. Пушкин, напечатавший под псевдонимом Ф.
Косичкин свои фельетоны в журнале.
В высказываниях «Телескопа» о словесности и
изящных искусствах отчетливо проявилась
общественно-литературная позиция Надеждина,
критическое отношение к современному романтизму
и классицизму, мысль о необходимости их синтеза,
его идея народности искусства, воплощенная в
произведениях о народном быте и отечественной
истории. Журнал напечатал художественные
произведения Загоскина, Лажечникова, К.Аксакова.
Из зарубежных авторов чаще других публиковались
повести Бальзака.
«Телескоп» имел приложение
«Молва» — «Журнал мод и новостей», с 1832 г.
— «Газета мод и новостей».
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|