|
«Молва» выходила в 1831 г. еженедельно, в 1832
г. — дважды в неделю, в 1833 г. — трижды в
неделю, в 1834-1836 гг. — еженедельно; отдельной
подписки на нее не было.
Касаясь явлений общественной жизни, «Молва»
разоблачала злоупотребления, которыми
изобиловала эпоха николаевского царствования.
Такова, например, заметка «Хозяин-филантроп»
1832 г., представлявшая собой диалог Теорова с
Ханжеевым, который купил деревеньку и «посвятил
себя делам человеколюбия». В скором времени
Ханжеев увеличил доход от деревеньки впятеро,
так как крестьян с оброка «посадил на пашню» да
кроме барщины заставил их поставлять «разные
деревенские безделушки»: холст, масло, ягоды и
пр. («а кто не хочет всего этого поставлять
натурою, — деньгами, я не принуждаю»). Поскольку
крестьяне покупали хлеб на стороне, Ханжеев
решил, что «их бедненьких в таком случае
частенько могут обманывать барышники», и велел
им покупать хлеб в господских магазинах, причем
«цену назначил среднюю сравнительно с прежними
годами, когда хлеб, этот дар божий, ценили
дороже, да прибавил еще безделку за время,
которое бы мужички тратили, таскавшись за хлебом
на сторону», и в результате выручил за него
вдвое против рыночных цен. В ответ на
«филантропическую» исповедь помещика Ханжеева
Теоров заявляет, что это «никак нельзя назвать
ни человеколюбием, ни улучшением хозяйства;
варварство — настоящее тому название».
Иронический, насмешливый тон был свойствен
библиографическим заметкам «Молвы»,
публиковавшимся под рубрикой «Литературная
хроника». Здесь вместо анализа макулатурных
произведений зачастую им давалась убийственная
характеристика с помощью удачно выбранной
цитаты, остроумного обыгрывания заголовка и т.п.
Имели место сатирические и полемические
выступления против
«Северной пчелы» Булгарина и Греча, а также
против «Московского
телеграфа» и исторических работ Н. Полевого.
Легкий фельетонный стиль, обилие полемики и
отсутствие серьезных критических статей на
литературные и научные темы отличали «Молву»
1831-1834 гг. Ситуация изменилась с публикацией
в «Молве» «Литературных мечтаний»
В.Г.
Белинского и упрочением его позиций в
изданиях Надеждина.
Будучи родом из семьи сельского священника,
Надеждин прошел суровую жизненную школу, упорным
трудом добился общественного признания и
сохранил на всю жизнь неприязнь к сословному
неравенству. Питая добрые чувства к терпящей
нужду талантливой разночинной молодежи, он
поддержал изгнанного из университета
Белинского, взял его в качестве переводчика
в свои издания. После дебюта в «Молве»,
вызвавшего большой общественный резонанс,
положение Белинского укрепилось. В связи с
отъездом Надеждина за границу с июня по декабрь
1835 г. он стал редактором
«Телескопа» и
«Молвы». При нем журнал начал печатать
положительные отзывы о Н.Полевом, активизировал
полемику с изданиями Булгарина и Греча. Вместо
покинувших журнал сотрудников — Шевырева,
Погодина, И.Киреевского, Хомякова, Языкова,
основавших собственное издание
«Московский
наблюдатель», в
«Телескоп» пришли друзья Белинского по
кружку Н.В. Станкевича — Бакунин, Боткин. В
числе новых сотрудников оказались талантливые
поэты, прозаики, критики
А.Кольцов,
К.Аксаков, П.Кудрявцев.
Белинский напечатал в
«Телескопе» статьи «О русской повести и
повестях Гоголя», «Стихотворения Кольцова» и
др., в которых утверждал идеи реализма и
народности в литературе, связывая их между
собой: «...если изображение жизни верно, то и
народно». Эту мысль он подтверждал анализом
творчества
Кольцова,
Гоголя.
Редакторская деятельность
Белинского в «Молве» 1835 г. существенно
сказалась на отборе и качестве публикуемых
материалов. Усилился ее интерес к устному
народному творчеству, печатались белорусские
песни, украинские загадки. Значительное место
отводилось переводам лучших статей из
иностранных журналов. В одном из своих номеров
«Молва» поместила стихотворения Мицкевича (без
указания автора, так как его имя было запрещено
упоминать в печати).
Принципиальные суждения по эстетическим вопросам
«Молва» высказала в связи с дискуссией вокруг
театральных амплуа Мочалова и Каратыгина.
Поводом к дискуссии послужила статья 1833 г. за
подписью П.Щ., в которой противопоставлялись эти
два актера и отмечалось, что Каратыгин «овладел
мастерски наружною, лепною частью своего
искусства, постиг тайну чаровать зрение, но еще
не нашел ключа к сокровенному святилищу сердца».
В защиту Каратыгина выступил С. Шевырев в
заметке «Об игре г. Каратыгина». Подводя итоги
полемики в 1835 г., Белинский в статье «И мое
мнение об игре г. Каратыгина» поставил вопрос
шире и глубже, найдя контрасты, подобные
«Мочалов — Каратыгин», в литературе, например,
«Гоголь — Марлинский». Каратыгин, по словам
критика, на сцене «холоден», «натянут»,
«эффектен», игра его отличается «совершенным
отсутствием чувства» и «роли надутые,
неестественные, декламаторские суть торжество
его»; Мочалов же держит себя «просто», без
натяжки, без «фарсов». Общий вывод критика
сводился к тому, что естественность, простота,
правдивость на сцене, как и в литературе, есть
высшее предназначение подлинного таланта. «Где
нет истины, — писал он, — там нет для меня
очарования».
На страницах «Телескопа»
и «Молвы» Белинский разоблачал беспринципность,
меркантильность
«Библиотеки для чтения», осуждал
«светскость», аристократизм
«Московского
наблюдателя».
После возвращения к редакторским обязанностям
Надеждин не высказал возражений против позиции
молодого сотрудника, публично одобрил его
деятельность в журнале. В первых двух номерах
«Телескопа» на 1836
г. он опубликовал статью «Европеизм и народность
в отношении к русской словесности», в которой, в
частности, отозвался о
«Московском
наблюдателе» как об «эхе гостиных», а о
«Библиотеке для
чтения» — как о журнале «средней публики».
Полемика с «Московским наблюдателем» стала
лейтмотивом «Телескопа» и «Молвы». В 1836 г.
«Молва» являлась по существу библиографическим
приложением к «Телескопу».
В 15-м номере «Телескопа» на 1836 г. появилось
без подписи автора «Философическое письмо»
П.Чаадаева, участника Отечественной войны, члена
Северного общества декабристов. В примечании
говорилось, что это перевод с французского, и
давалось обещание опубликовать другие письма. В
письме Чаадаев высказывал негативный взгляд на
прошлое России, в котором находил варварство и
жестокость. Он отрицал историческую роль России
среди других государств, выражал свои симпатии к
католичеству. Основанием для резких суждений
философа служили догматы крепостничества и
современная николаевская действительность. Этот
социальный настрой письма рассмотрели власть
предержащие. По личному распоряжению Николая
I издания Надеждина
были запрещены, Чаадаев официально объявлен
сумасшедшим. Надеждина выслали в Усть-Сысольск.
Взгляды Чаадаева на историю отечества встретили
в обществе как сочувствие, так и протесты. По
вопросу о путях развития России вскоре
разгорелась полемика между западниками и
славянофилами.
После ссылки Надеждин напечатал исторические и
филологические статьи в «Записках Одесского
общества любителей истории и древностей» и в
«Журнале Министерства народного просвещения»,
являлся редактором «Журнала Министерства
внутренних дел» и «Географических известий
Русского географического общества». Научные
разыскания Надеждина получили признание за
пределами России.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|