|
«Утренние часы»
—
журнал, издававшийся частным порядком в
Петербурге И.Г. Рахманиновым и П.А. Озеровым в
течение года, с апреля 1788 по май 1789 г., и
выходивший еженедельными номерами. В журнале
сотрудничали
Г.Р.
Державин,
И.И.
Дмитриев, А.Ф. Лабзин, В.С. Подшивалов,
молодой
И.А.Крылов, поместивший здесь свои первые
басни и стихотворения, переводчик А.А. Нартов.
Свои переводы помещал на страницах журнала и
Рахманинов. Среди подписавшихся на первую книжку
журнала наряду с князем П.Н. Трубецким и А.Г.
Демидовым значится фамилия
А.Н.
Радищева, что не исключало какой-то формы
сотрудничества его в издании, хотя прямых
свидетельств на этот счет нет.
Большую часть материалов журнала составляли
переводы нравоучительных сочинений, выбранные из
различных европейских источников в форме
компиляций. «Побуждения к добродетели и
нравоучения» — такова цель, определявшая
программу издания, как она указывалась во
вступительном обращении к читателям: «...не иное
что побудило нас сделаться издателями сих
листов, как ощущение в душах наших той истины
закона, что человек сотворен для пользы
человека». И соответственно все содержание
подчинялось пробуждению в читателях любви к
ближнему и нравственной ответственности. Из
номера в номер следуют рубрики «Советы от отца к
сыну» или «Черты великодушия и добродетели»,
представлявшие собой подборку исторических
анекдотов из жизни людей, прославившихся
добродетельностью. Под названием «Забавный
путешественник» Рахманинов в нескольких номерах
печатает фрагменты памфлетного сочинения одного
из ярких публицистов позднего этапа французского
Просвещения Л.С. Мерсье «Картины Парижа». Очень
активно представлены были на страницах журнала
разнообразные формы нравоучительной сатиры —
басни, прозаические эссе, нравоописательные
очерки, стихотворная сатира П.А. Озерова
«Наставление молодому Суетону, вступающему в
свет». Но основной принцип отбора материалов для
«Утренних часов» диктовался
назидательно-нравоучительными установками, и
ведущей формой их оставались нравственные
рассуждения: «Разговор о пользе просвещения»,
«Правосудие», «Размышление о смерти», «О
человеческой свободе», «О нежелании богатства» —
подобные материалы составляют основу содержания
издания. Главное требование к литературе —
служить нравственности: «Сколь пагубны таковые
книги, коих предмет единственно способствует
возродить порок и неверие и дать оным
восторжествовать. Сколь бедственны и презрения
достойны творцы оных, учинившиеся знаменитыми
единственно по недостатку века нашего в мудрости
и добродетели». Подобный тезис, явно исполненный
полемического скепсиса по отношению к
просветительским упованиям новейших философов,
звучит в рассуждении «О пользе и необходимости
нравственной науки». При всей идеологической
аморфности отправных установок по своему
содержательному пафосу «Утренние часы»,
несомненно, имели демократическую направленность
и в этом отношении могут рассматриваться в одном
ряду с ранним журнальным опытом
И.А.
Крылова «Почта духов», выходившим в эти же
годы.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|