|
Первым журналом, который начал единолично
издавать Крылов, был «Почта духов. Ежемесячное
издание, или Ученая, нравственная и критическая
переписка арабского философа Маликульмулька с
водяными, воздушными и подземными духами».
Это был чисто литературный журнал, выходивший
в Петербурге с января по август 1789 г. и
печатавшийся в типографии И.Г. Рахманинова. Хотя
журнал выходил ежемесячно отдельными книжками, в
композиционном отношении это было многоплановое,
связанное единым фантастическим сюжетом
произведение. Следуя традициям сатирической
журналистики 1769 г. (в частности, журналу Ф.А.
Эмина «Адская почта»),
издание Крылова более тяготело к романной форме
беллетристического повествования. Материалом
журнала служит «переписка» волшебника
Маликульмулька со своими фантастическими
корреспондентами, выполняющими строго
определенные функции. В письмах подземных духов,
гномов Зора, Буристона, Вестодава едко и
остроумно осмеиваются царящие на Земле разврат и
коррупция, захватившие, подобно заразе, и
размеренную жизнь подземного царства. Плутон
посылает гнома Буристона на Землю с поручением
найти там честных и беспристрастных судей для
подземного царства. Но, столкнувшись с судебными
порядками на Земле, гном отчаивается выполнить
поручение Плутона. Параллельно благодаря письмам
гнома Зора мы знакомимся с петиметром
Припрыжкиным, женящимся на престарелой кокетке,
присутствуем на обеде богача Плутореза, узнаем о
француженке, хозяйке модной лавки, приютившей
своего брата, во Франции бежавшего из Бастилии,
но здесь намеревающегося стать воспитателем
российского юношества.
Совсем в другом стиле выдержаны письма,
отправляемые волшебнику воздушными
духами-сильфами — Выспрепаром, Световидом и
Дальновидом. Это в основном философские
рассуждения об общественной морали и политике,
об обязанностях монархов, о положении дворян в
обществе, о моральном долге, определяющем звание
«честного человека», о мизантропии как
единственно правильной жизненной позиции в этом
мире, где царствуют фальшь и корысть. Содержание
этой части журнала было во многом заимствовано
Крыловым из сочинений французского писателя и
философа-просветителя маркиза Ж.-Б. д'Аржана:
«Кабалистические письма» и «Еврейские письма».
Проникнутая духом демократизма и нетерпимостью к
сословным предрассудкам, программа д'Аржана,
несомненно, импонировала Крылову. Стиль
заимствованных материалов этой части переписки
духов явно тяготел к философской публицистике.
Значительное место на страницах «Почты духов»
отводилось борьбе с галломанией, а также
литературной полемике. Объектами язвительных,
нередко на грани пасквиля, нападок Крылова
являлись его давний литературный противник,
известный драматург
Я.Б.
Княжнин, а также заведовавший репертуаром
петербургских театров П.А. Соймонов.
Идеологическая радикальность сатиры «Почты
духов» обусловила недоброжелательство по
отношению к журналу со стороны дворянских
читательских кругов Петербурга. Ввиду
материальных затруднений в августе 1789 г.
издание было прекращено. Правда, в 1802 г.
«Почта духов» вышла вторым изданием.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|