|
Последним из группы сатирических изданий 1769 г.
был журнал писателя Ф.А. Эмина «Адская почта,
или Переписка хромоногого беса с кривым»,
«ежемесячное издание». Первая книжка журнала
вышла из печати в июле, и до конца года
появилось шесть книжек. Сведений о тираже этого
издания не сохранилось.
Замысел журнала возник у Эмина еще в апреле, о
чем можно судить, исходя из материалов
«Всякой всячины»
за этот месяц и из предварявшего издание
обращения к издателю «Всякой всячины». Журналом
«Адскую почту» назвать трудно, поскольку это
сочинение, принадлежавшее одному автору и лишь
по характеру своего издания могущее считаться
периодикой. Эмин использовал при этом традицию
жанра философско-сатирической переписки, весьма
распространенной в литературе французского
Просвещения
XV
в. Достаточно вспомнить «Персидские письма» Ш.
Монтескье или цикл эпистолярно-философских
сочинений просветительского публициста маркиза
Ж.Б. Де Буайе д' Аржанса «Кабалистические
письма», «Европейские письма», «Китайские
письма», представлявшие собой обсуждение
политического состояния Франции того времени, и
актуальных философских идеологических проблем в
форме переписки корреспондентов, отражающих
точки зрения, не укладывающиеся в общепринятые
нормы мировосприятия. Именно такой принцип
освещения действительности попытался реализовать
в своем журнале Эмин. Согласно разысканиям
современного исследователя, непосредственный
источник сюжетной структуры «Адской почты»,
разумеется, кардинально адаптированный
применительно к русским условиям, — это
сатирические памфлеты французского писателя Э.
Ленобля, имевшие форму разговоров между Хромым и
Кривым бесами, гуляющими по Парижу и
обменивающимися своими впечатлениями о жизни
французов.
Для понимания идейной позиции издателя «Адской
почты» очень важно то, что вступлением к журналу
стало обращение к
«Всякой всячине». По-видимому, без санкций
со стороны ее издателей журнал не мог бы
появиться в свет. Об этом же можно судить и по
содержанию одного из первых писем уже в июльском
номере, где издатель по-своему определяет место
«Адской почты» в журнальном мире, а заодно
формирует свое творческое кредо как журналиста:
«Теперь тебя только в том уведомлю, что есть
надежда и нам писать повольнее, когда пишутся
"Трутень" и
"Смесь". Ничего
"Всякая всячина" лучше сего затеять не могла,
как сделаться начинщицей журналов...» И ниже,
сославшись на обозначившиеся разногласия между
журналами, выразил мнение о тактике своего
издания: «Нам, друг, должно писать поосторожнее,
и никого в лицо не трогать, а описывать
погрешности, поправления требующие». Эта
осторожность позиции Эмина носила, по-видимому,
принципиальный характер, о чем можно судить по
содержанию последнего номера журнала, где в
письме бесов к издателю подчеркивалось: «Знатных
и в правлении великие места имеющих людей мы
никогда в лицо не трогали нашими критическими
рассуждениями...»
Для понимания Эминым задач сатиры программным и
по-своему итоговым можно считать помещенное в
декабрьском номере письмо к Правдолюбову
(единственное в журнале не от имени бесов), где
он разъясняет свой взгляд на предназначение
сатиры: «Ведаю и то, что родилось в свете такое
человеколюбие, которое не только о падении
пороков обильные проливает слезы, но еще и о
участниках оных соболезнует. Славный у многих
автор, написавший должно ненавидеть пороки, а
сожалеть о порочных, есть толь великий
упомянутого человеколюбия подкрепитель, что
множество людей, и довольно просвещенных, на
свою обратил сторону. Но я сказать отважусь, что
сие странное человеколюбие, сию нынешнего света
добродетель произвела в свет привычка видеть
часто людей порочных... а иногда с ними и
обращаться...» Скрытая отсылка к рассмотренной
выше полемике о сатире между
«Всякой всячиной»
и «Трутнем»
здесь несомненна. Но как видим, Эмин занимает
двойственную позицию. Его положение как писателя
и как журналиста было в чем-то близко к
положению М.Д. Чулкова, издателя журнала
«И то и сио»,
чей социальный статус заставлял признавать свое
бессилие исправить что-либо в этом мире и не
трогать богатых. Так же смотрел на вещи и Эмин:
«Если в моих критических писаниях, — писал он в
заключение письма, — сыщется что-нибудь
нравоучительное, то я сие пишу для тех, коим
писания мои не противны, для моего
препровождения времени и для пропитания, которое
единственно от пера, а часто и нещастного,
имею».
Сказанным определяется содержание «Адской
почты». Переписка бесов — всего лишь удобная
форма для изображения отдельных сторон
российской действительности под сатирическим
углом зрения. Впрочем, острых проблем Эмин
старается не касаться. Ни о положении
крестьянства, ни о злоупотреблениях власти, ни о
беззакониях в судах в материалах «Адской почты»
не говорится ни слова. Журнал весь состоит из
своеобразных беллетризованных нравоописательных
эссе — сатирических зарисовок характеров,
дополняемых иногда теоретическими рассуждениями.
Никаких других форм журнальной публицистики или
сатиры Эмин в «Адской почте» не использует. В
журнале совершенно отсутствует стихотворный
отдел. Правда, в некоторых номерах имеется отдел
«Адские ведомости». Содержание его в
значительной мере посвящено не столько
обсуждению животрепещущих вопросов русской
жизни, сколько информации о событиях европейской
политики и русско-турецкой войны. Социальная
сатира в журнале Эмина подменяется зачастую
«хроникой скандалов», в основном касающихся
светской жизни столицы.
В то же время очень обильно представлена в
бесовской переписке литературная жизнь
Петербурга: обсуждение литературных новостей,
высказывания о творчестве отдельных писателей,
как живых, так и умерших, отклики на
литературную полемику. В писательских кругах у
Эмина было много противников, и он активно
использовал свой журнал в качестве трибуны для
борьбы с ними. Объектами его нападок выступали
А.
Сумароков, В. Лукин, Б. Рубан,
М. Чулков,
поэт В. Петров и др. Впрочем, к признанным
корифеям российского Парнаса, таким как
М.В.
Ломоносов, «Адская почта» сохраняла
уважительность и почтение. Обсуждению достоинств
его поэзии в сравнении с наследием Сумарокова
посвящено в ноябрьском номере специальное
письмо.
Таким образом, между «Трутнем» и «Всякой
всячиной» журнал Эмина занимал в известной мере
промежуточную позицию.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|