Сергей Павлович Залыгин
родился 6 декабря 1913 года в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской
губернии, Прозаик, публицист.
В 1939 году он окончил
гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института. В 1949
году защитился, стал кандидатом технических наук. Заведовал кафедрой мелиорации
с 1946 по 1955 год. Во время войны был старшим гидрологом Гидрометеослужбы
Сибирского военного округа.
Литературой Сергей
Павлович увлекся в 16
лет. В 1941 году в Омске вышла первая книга рассказов. В 1947 году вторая –
«Северные рассказы». Много занимался публицистикой. Настоящее признание получил
после публикации повести «На Иртыше» в «Новом мире» (1964). Вскоре переезжает в
Москву и переключается на литературное творчество.
«На Иртыше» как бы
полемизирует с романом Михаила Шолохова «Поднятая целина». «Наше поколение, -
говорил Залыгин, - последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний
уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и
его решительной переделке в течение короткого срока – кто же скажет?»
Три главных романа
Сергея Залыгина – «Соленая падь» (1967), «Комиссия» (1975), «После бури» (1988)
– это хроника сибирской истории двадцатых-тридцатых годов, хроника Гражданской
войны и раскулачивания.
С 1986 по 1998 год
являлся
главным редактором журнала «Новый мир».
Скончался Сергей Залыгин
19 апреля 2000 года в Москве.
Сергей Залыгин о себе:
Я родился 6 декабря 1913
года. Нынче удивляюсь: прошло 84 года, а я все еще жив, все еще работаю:
редактор журнала «Новый мир», на общественных началах – в экологическом
движении.
Пишу до сих пор: в 1993
году вышел «Экологический роман», в 1994 году – ряд статей, в 1995-м – эссе «Два
провозвестника» (Ленин и Достоевский), повесть «Однофамильцы», заканчиваю
повесть под странным названием «Свобода выбора». Из статей назову «Время ДМ
(время дикого материализма), «В поисках единомышленников». Может быть, поработаю
и еще несколько лет, и на этот случай обдумываю, куда приложить последние
силенки – к литературе или к экологии? Все еще не решил. Все еще решаю.
Мне представляется, что
на творчество человека наиболее сильное влияние оказывают два биографических
обстоятельства: происхождение и образование. Мои родители были интеллигентами
первого поколения (говорилось «выходцы из народа»); с незаконченным (в силу
занятий политикой и ссылок) высшим образованием.
Мне никогда не удавалось
написать о своих родителях – что это были за люди. Они были бессребрениками,
почти нищими, все наше имущество, вся мебель легко укладывалась на одну телегу,
когда мы (в двадцатые годы в городе Барнауле) переезжали с квартиры на квартиру.
Под «квартирой» при этом часто подразумевался угол в чьей-то комнате.
Но я никогда не слышал
от родителей ни слова о том, что мы плохо, слишком уж бедно живем, и никак не
чувствовал этой бедности. Мы не голодали и ходили в старенький, а все-таки
нормальной одежде, и отец (продавец книжного магазина), и особенно мать
(библиотекарша) очень много читали. И меня приучили. Но стремления жить лучше у
моих родителей не было. Я это к тому, что нынче часто возникает вопрос: чем и
кем она была – русская интеллигенция – в прошлом? Насколько она была исторически
правомерна? И, вспоминая своих родителей, я на этот вопрос ответить не могу.
Бескорыстность, честность, а в результате – такое вот смирение и
нетребовательность. Это хорошо или плохо? Я никогда не хотел стать человеком
богатым, тем более – очень богатым, но смириться с родительским уровнем и
образом жизни – ни за что!
С образованием мне
повезло. Такое у меня ощущение.
Правда, я никогда в
жизни ни одного часа не слушал лекций по литературе, из седьмого класса школы я
ушел в техникум, литература же начиналась в школе с восьмого класса, в семилетке
был только «русский язык», а в техникуме мы обучались только специальным
дисциплинам (ускоренный выпуск (красных специалистов» - два с половиной года
обучения), но сельскохозяйственный техникум дал мне какие-то знания о земле, о
земледелии, о домашних животных, о природе, без которых я уже никогда не мог
себе представить. Кроме того, я узнал деревню, узнал крестьянина, и опять-таки
ощущение такое, что я не имел права этого не знать.
После техникума я
работал районным агрономом-зоотехником в Таштыпском районе Хакасской области –
прекрасные места. И степь, и тайга, и хакасы, и русское казачество – многое
повидал.
В 1933 году я поступил в
Омский сельхозинститут на гидромелиоративный факультет, выбор специальности
бессознательный, но удачный – на стыке наук природоведческих и инженерных. Мне
моя специальность очень нравилась и нравится до сих пор.
Окончив институт (1939),
я работал в Омске, а во время войны был направлен в Гидрометеорологическую
службу Сибирского военного округа, жил в Салехарде, как раз на Полярном круге.
Работал старшим гидрологом, узнал Север.
После войны вернулся в
свой институт, защитил кандидатскую диссертацию, заведовал кафедрой
гидротехнической мелиорации, затем переехал в Новосибирск, в Академгородок, а в
1968 году – в Москву. С наукой, со своей специальностью я никогда не порывал,
отсюда и вторая моя профессия – экология. В 1991 году был избран академиком РАН,
в 1992 году- академиком Академии наук Нью-Йорка.
Писать я начал рано, уже
в 1930 году моя пьеса (очень плохая) шла на клубных сценах Барнаула, а в Омске,
будучи студентом, работал в редакции областной газеты (в одном отделе с поэтом
Леонидом Мартыновым), но я очень и очень сомневался в своих литературных
способностях. Профессиональным писателем стал только в 1964 году под влиянием
А.Т.Твардовского, после повести «На Иртыше».
Затем вышли романы
«Соленая падь» и «Комиссия» (Гражданская война в Сибири), «После бури» (нэп в
Сибири), роман «Южно-Американский вариант». Были фантастика, сатира, очерки,
несколько пьес.
Всего, с переизданиями и
в переводах примерно на тридцать языков, издано более 200 книг – точно не знаю,
не из всех стран мне мои книги присылали.
Нынче-то я все-таки
писатель, как-никак на своем, а не на чужом месте, но на этом моя самооценка
начинается и кончается, мои книги как бы отчуждаются от меня, живешь самой
лучшей, то есть еще ненаписанной книгой и ненаписанной же работой по экологии.
Я не воспринимаю
писательское ремесло как ремесло очень высокое. Как и во всяких иных профессиях,
в нем есть гении – они-то профессию и создают, во всем остальном не имеет
значения – получше это или похуже. Жизнь так или иначе прожита.
Я никогда не состоял ни
в партии, ни в комсомоле, даже в пионерах, но не потому, что что-то соображал на
этот счет, а из-за нелюбви ко всяческим обязанностям, дисциплинам,
собраниям-заседаниям.
Я легко подчиняюсь
самодисциплине, но не дисциплине, навязанной со стороны, но вот совсем недавно я
стал человеком партийным, вступив в партию экологическую. Экология в моем
представлении самая высокая, самая необходимая не столько даже наука, сколько
практическая деятельность. Об экологии, о ее отношении к истории, современности,
о ее значении для будущего я могу говорить сколько угодно. И не только говорить.
В 1962 году мне удалось остановить проект строительства Нижнеобской ГЭС под
Салехардом, в начале восьмидесятых я активно участвовал в отклонении проекта
переброски стока северных рек в Каспий – и это «мои» факты.
Мои книги кому-то
нравятся, кому-то не нравятся, они входят в школьные и вузовские программы, но и
при этом кто-то может с ними считаться, а кто-то – и вовсе нет, но факты
экологического порядка, в решении которых я участвовал, не требуют ничьей
оценки. Они необходимы и они совершены – вот и все. И все дела. А я их автор.
Закругляться, будучи
автором, мне проще, легче и как-то естественнее, чем без всякого-то авторства,
бездеятельно. А закругляться, право же, пора.
Источник: «Серебряный век
простонародья». / В.Г.Бондаренко. – М.: ИТРК, 2004
|