Мать Шолохова - из
крестьянской семьи, отец - выходец из
Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной
казачьей земле, был приказчиком,
управляющим паровой мельницей. Шолохов
учился в церковно-приходской школе и
гимназии. Участвовал в гражданской войне,
служил в продотряде.
В конце 1922 года он приезжает в Москву.
Работает грузчиком, чернорабочим,
делопроизводителем. В 1924 году в журналах
появляются рассказы Шолохова, объединенные
впоследствии в сборники "Донские
рассказы" и "Лазоревая степь" (1926).
Темы ранних рассказов - гражданская война
на Дону, ожесточенная классовая борьба,
место человека в социальных сдвигах,
происходивших в деревне. Рассказы стали
заметным явлением в советской литературе
первой половины 20-х годов. Умение раскрыть
правду действительности в острых
общественных и бытовых конфликтов,
проникновенное восприятие душевных
движений, стремление "сопрячь" мир
чувств и действительность в едином целом
характеризуют рассказы "Нахалёнок",
"Председатель Реввоенсовета республики"
(1925), "Чужая кровь" (1926), "Червоточина"
(1926).
В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в
станицу Вешенская, где живет постоянно.
Здесь он начинает писать "Тихий Дон"
(1928-1940) - роман, принесший писателю мировую
известность. Это произведение изображает
донское казачество в годы первой мировой и
гражданской войн, с исключительной силой
рисует судьбы народа и личности в революции.
"Тихий Дон" охватил важнейшее
десятилетие русской жизни (1912-1922); "Поднятая
целина" (1932-1960) повествует о 1930 годе, о
революционном переломе в жизни деревни.
Во время Великой Отечественной войны
Шолохов - военный корреспондент. Уже в
первые месяцы войны были опубликованы в
периодической печати и вышли отдельными
изданиями его очерки "На Дону", "На
юге", "Казаки" и др. Широкую
известность приобрел рассказ "Наука
ненависти" (1942). В 1943-1944 годах начали
печататься главы из романа "Они
сражались за Родину" (новый вариант - 1969).
Стремление к эпическому постижению судеб
народа - в самой природе таланта Шолохова.
Подвиг народа в Отечественной войне
определил и сюжетно-композиционный и
эмоционально-стилевой строй
незаконченного романа "Они сражались за
Родину". Контрастные чередования картин
мирной, хотя уже и потревоженной трудовой
жизни с изображением коротких солдатских
передышек и внезапно вспыхивающих боев
позволяют писателю воссоздать единый облик
воюющего народа.
Рассказ "Судьба человека" (1956-1957) стал
заметным явлением в литературе.
Трагическая история жизни взята в ее связи
с событиями войны - историческими
испытаниями в жизни народа, государства и
отдельного человека. Из жизни Андрея
Соколова автор отбирает только то, что дает
возможность осмыслить человеческую судьбу
в связи с трагическими событиями. Это
позволяет писателю показать Человека и
Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта
сложная, историческая основа определила и
поэтику рассказа. Отчетливо выделяются
ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора -
дорога героя - судьба человека на дорогах
войны и т.п.), свободно чередуются голоса
героя-рассказчика и автора-повествователя.
Судьба Андрея Соколова воплощает не только
страшное зло войны, сквозной
жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в
доброе, человеческое, утверждение подвига.
После войны Шолохов опубликовал ряд
публицистических произведений: "Слово о
Родине", "Борьба продолжается" (1948),
"Свет и мрак" (1949), "Не уйти палачам от
суда народов!" (1950) и другие, в которых он
выступает против идеологов "холодной
войны".
Связь литературы с жизнью, в понимании
Шолохова, это, прежде всего связь писателя с
народом. Книга - дело "выстраданное",
говорил Шолохов на 2-м съезде писателей.
Много раз в его высказываниях повторяется
мысль о том, что писатель должен уметь
говорить правду, какой бы тяжелой она ни
была, о том, что к оценке художественного
произведения надо подходить, прежде всего,
с точки зрения исторической правдивости. По
мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет
только то искусство, которое служит
интересам народа.
"Я принадлежу к числу тех писателей,
которые видят для себя высшую честь и
высшую свободу в ничем не стесняемой
возможности служить своим пером трудовому
народу", - сказал он в речи после вручения
ему Нобелевской премии (1965г.)
Одна из самых существенных черт таланта
Шолохова - его умение видеть в жизни и
воспроизводить в искусстве все богатство
человеческих эмоций - от трагической
безнадежности до веселого смеха.
Вклад писателя в мировое искусство
определяется, прежде всего, тем, что в его
романах впервые в истории мировой
литературы трудовой народ предстает во
всем богатстве типов и характеров, в такой
полноте социальной, нравственной,
эмоциональной жизни, которая ставит их в
ряд неумирающих образов мировой литературы.
В его романах поэтическое наследие
русского народа соединилось с достижениями
реалистического романа XIX и XX веков, им были
открыты новые связи между духовным и
материальным, между человеком и окружающим
миром. Для Шолохова характерно
представление об универсальности жизни;
триединство его поэтики: человек - общество
- природа - выражает одну из особенностей
цивилизации, гуманистическое направление
всего его творчества.
Произведения М.Шолохова в
кратком содержании
|