|
—
языковая основа произведения,
носитель смысла, важнейшая сторона
формы литературного произведения.
Это индивидуальная реализация в
литературном произведении всех
особенностей языка — фонетических,
лексических, грамматических,
синтаксических и стилистических.
Одна из
таких особенностей — широкое
использование не только лексических
(словарных) значений слов, но и
различных смысловых оттенков
значения слов, разнообразных
интонационно-синтаксических связей
между словами. Художественная речь
является не только логически
выстроенной, но и
образно-экспрессивной. Она
использует все возможности языка,
включая те, которые в других видах
речи воспринимаются как неправильные
и недопустимые.
Кроме
того, в художественной речи все
другие виды речи могут быть объектом
изображения: деловая речь (если
писателю необходимо включить в текст
произведения деловое письмо или
служебную записку), речь оратора,
научная, публицистическая. Нередки
случаи, когда в литературном
произведении художественная речь
дополняется публицистическими
комментариями автора, как, например,
в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В крупном
произведении могут быть использованы
все виды речи, так как
художественная речь обладает
необычайной гибкостью. Она менее
формализована в сравнении с другими
видами речи (кроме разговорной). В
художественной речи могут
использоваться
социально-профессиональные диалекты,
жаргон, сленг и даже ненормативная
лексика. Все зависит от творческих
задач писателя, от его представлений
о пределах допустимого в
использования языковых средств, от
степени владения языком. |