|
—
подробность пейзажа, портрета,
интерьера или психологической
характеристики героя, выделенная
писателем среди всех других
подробностей с целью подчеркнуть ее
особое изобразительное,
выразительное или символическое
значение.
Описание природы, предметного мира,
воссоздание внешнего и внутреннего
облика людей сопровождается, как
правило, множеством подробностей
(см., например, портреты и интерьеры
в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя,
портретные и пейзажные зарисовки в
романах И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого,
М.А.Шолохова). Их смысл в том, чтобы
представить явления природы,
предметы или героев полно и
разносторонне.
Функция
художественных деталей существенно
иная. Одна-единственная деталь
способна заменить целый ряд
подробностей. В отличие от них,
художественная деталь единична,
нередко уникальна в своей
изобразительно-выразительной
функции.
Деталь
фокусирует внимание читателя на том,
что писателю кажется наиболее важным
или характерным в природе, в
человеке или в окружающем его
предметном мире. Например,
предметные детали в изображении
кабинета Онегина («Гребенки, пилочки
стальные, / Прямые ножницы, кривые /
И щетки тридцати родов / И для
ногтей и для зубов») выражают
ироническое отношение автора к
герою. В романе «Война и мир»
Л.Н.Толстого яркими, запоминающимися
портретными деталями являются
«лучистые глаза» княжны Марьи
Болконской, «короткая верхняя губка
с усиками» маленькой княгини, жены
Андрея Болконского.
В самом
отборе, «усилении» некоторых
подробностей, которые превращаются в
художественные детали, проявляется
авторское отношение к жизни и
героям. Например, не раз упомянув о
«знаке» застывшей, бездушной красоты
Элен — ее голых, матово блестевших
плечах, Толстой выразил свое
негативное отношение к ней.
Напротив, эпизод с «драдедамовым
платком» Катерины Ивановны в
«Преступлении и наказании»
Ф.М.Достоевского свидетельствует о
сочувственном отношении писателя к
этой несчастной женщине.
Использование
художественных деталей не только
заменяет пространные, подробные
описания, но и позволяет проследить
динамику изменений, происходящих в
человеке. Например, Толстой очень
внимателен к глазам Наташи Ростовой.
Нередко ему вполне достаточно
указать на взгляд Наташи или
выражение ее глаз, чтобы читатель
получил представление о ее
внутреннем состоянии, почувствовал
мгновенную смену чувств: Наташа
«взглянула на нее сквозь слезы
смеха»; «не шевелясь и не дыша,
блестящими глазами смотрела
из своей засады»; «ее черные
глаза смотрели на толпу, никого
не отыскивая». Андрей Болконский
«любовался на
радостный блеск ее
глаз».
Некоторые
художественные детали становятся
многозначными символами,
имеющими психологический, социальный
и философский смысл (таковы,
например, «простертая рука» «кумира
на бронзовом коне» в поэме
А.С.Пушкина «Медный всадник»,
«футляр» в чеховском рассказе
«Человек в футляре», «запах
антоновских яблок» в рассказе
И.А.Бунина «Антоновские яблоки»).
Таких деталей немало и в романе
«Война и мир» Л.Н.Толстого. |