|
— фрагменты текста, не связанные с
сюжетом и представляющие собой
законченное смысловое целое. В
произведениях русских писателей
XIX-XX
вв. это разнообразные авторские
отступления, а также прологи,
эпилоги, вставные произведения.
Внесюжетные компоненты не только
тормозят развитие сюжета, как бы
останавливая на какое-то время
развитие событий, но и нарушают
естественный ход повествования: они
либо прерывают его, не разрушая
структуры повествования (авторские
отступления), либо, наоборот, четко
выделены в тексте, композиционно
обособлены от повествования или
эпизодов сценического действия
(прологи, эпилоги, вставные
произведения).
Письма, дневники
и сны в литературных
произведениях также являются
внесюжетными компонентами. Само
включение их в текст обычно
мотивировано обстоятельствами
сюжетного действия, но роль этих
компонентов не исчерпывается их
ролью в сюжете.
Например, отправка или получение
письма — событие, элемент сюжета.
Текст письма, если это не короткая
записка с просьбой или приказом
что-то сделать или куда-то прийти, —
вне сюжета. Это самостоятельный
«чужой», отличный от авторского
повествования, текст, созданный
одним из героев. Содержание письма —
смысловое целое, взаимодействующее с
содержанием произведения. В письме
всегда передается индивидуальный
стиль его автора.
В большинстве случаев писателей
интересует не только сам факт
получения письма, наличие у героя
дневника или «ночное приключение» —
сновидение. Особое значение имеет их
содержание. Смысл написанного в
письме (см., например, письмо
Маши Мироновой в романе Пушкина
«Капитанская дочка», письма Татьяны
(глава 3) и Онегина (глава 8) в
романе Пушкина «Евгений Онегин»,
письмо Пулъхерии Александровны
Раскольниковой в романе Достоевского
«Преступление и наказание» ),
увиденного во сне (см., например,
сон Татьяны в главе 5 «Евгения
Онегина», сны Раскольникова и
Свидригайлова в «Преступлении и
наказании», огромный «Сон Обломова»,
занимающий всю
IX
главу первой части романа «Обломов»)
или записанного в дневник (см.
дневник Пьера Безухова во втором
томе романа «Война и мир» )
позволяет писателям глубоко и
обстоятельно охарактеризовать своих
героев, а иногда и показать их с
неожиданной стороны. Конкретные цели
авторов произведений могут быть
разными, но именно от них зависит
содержание и структура писем, снов
или дневников.
По своему положению в тексте
произведений тексты писем и снов
напоминают внесюжетные повести и
рассказы: они обладают такой же
смысловой и формальной
завершенностью, их появление
мотивировано в «обрамляющем
рассказе» — словесном окружении
писем, дневников или снов. |