|
—
(от древнегреч.
tragos
— козел и
aide
— песнь; буквально:
«козлиная песнь») — древнейший жанр
драматургии, основанный на
трагическом конфликте между
человеком и судьбой или человеком и
непреодолимыми
социально-историческими
обстоятельствами. В трагедиях
изображается не только обреченность
людей в их схватке с судьбой или
обстоятельствами, но и героизм,
мужество тех, кто дерзнул бросить им
вызов. Трагические герои — это
сильные, цельные натуры, готовые
умереть, но не отступить от своей
цели. Они всегда изображаются в
героическом ореоле.
Нередко
смысл трагического конфликта
понимают не совсем точно, считая
трагическими любые обстоятельства,
которые ведут человека к несчастьям
или даже к гибели. В этом случае
данный тип конфликта становится
практически неотличим от другого —
драматического. Наиболее точный
критерий трагических конфликтов и
трагических обстоятельств — не их
последствия для людей, а характер
препятствий, возникающих перед
человеком, принципиальная
возможность или невозможность их
преодоления. Трагический конфликт
принципиально неразрешим в пользу
человека, несмотря ни на какие его
личные качества и субъективные
намерения. Герой трагедии
сталкивается с непреодолимыми
препятствиями, со «стеной», как бы
становясь заложником судьбы.
Древние трагедии были
«трагедиями рока», но и в трагедиях
XIX-XX
вв., изображающих
столкновение людей с конкретными
социально-историческими или даже
бытовыми препятствиями, мотив
противостояния человека и судьбы
является одним из наиболее важных.
Самые знаменитые трагедии в русской
литературе
XIX
в. — «Борис Годунов»
и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина,
трагедия А.Н.Островского «Гроза» (ее
жанр сам автор по традиции обозначил
как «драму»). |