|
— (от древнегреч.
rhythmos)
— это звуковое соответствие или
согласованность стиховых клаузул
(окончаний).
Рифмы могут быть бедными и богатыми.
Богатые рифмы включают много
звуков (например, морозы —
розы, глух — дух, день —
плетень), бедные рифмы
состоят из малого количества звуков,
например, из одного гласного:
друзья — меня.
Точные (полные)
и неточные (неполные) рифмы
различаются тем, что в точных рифмах
совпадают все или почти все звуки
(Евгений — гений, занемог
— не мог, безбрежной —
зарубежной, Русь — боюсь),
а в неточных рифмах созвучие
может быть приблизительным, так как
повторяются только некоторые звуки
(ложи — ножек, распят
— паспорт, голос — Гойя).
В русской поэзии
XIX
в. сравнительно редко, а в поэзии
XX
в. очень часто поэты полностью
отказываются от рифм. Стихи, не
имеющие рифм, называются белыми
стихами. Примерами
стихотворений, написанных белыми
стихами, могут быть «Море»
В.А.Жуковского и «...Вновь я
посетил...» А.С.Пушкина. Устная
народная поэзия рифм не знает,
созвучия окончаний в фольклорных
стихах — явление нечастое и, как
правило, случайное.
В зависимости от расположения в
строках рифмы делятся на несколько
видов (их называют также способами
рифмовки):
— смежные, или парные (в этом
случае рифмуются соседние строки),
схема рифмовки
aa bb;
— перекрестные (рифмуются
первая строка с третьей, вторая — с
четвертой), схема рифмовки
abab;
— кольцевые, или опоясанные
(рифмуются первая строка с
четвертой, вторая — с третьей),
схема рифмовки
abba. |