|
—
(от древнегреч.
epitheton
— приложение,
прилагательное) — образная,
эмоционально-выразительная
характеристика предмета, явления,
лица или события, выраженная, как
правило, прилагательным с
иносказательным значением. Эпитет
обычно выполняет в предложении
синтаксическую функцию определения,
поэтому его можно считать
образным
определением.
Эпитеты
особенно важны в поэтических
описаниях, ведь в них не просто
фиксируются объективные свойства
предметов и явлений. Основная их
цель — выразить отношение поэта к
тому, о чем он пишет. Вот пример
поэтического описания осени —
стихотворение Ф.И.Тютчева:
Есть в осени
первоначальной
Короткая,
но дивная пора
—
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал
колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на
праздной борозде...
В этом
отрывке даже такие, казалось бы,
обычные, предметные определения, как
«короткая пора», «тонкий
волос», являются эпитетами,
передающими эмоциональное восприятие
Тютчевым ранней осени. Они как бы
аккомпанируют ярким метафорическим
эпитетам «день хрустальный»,
«лучезарны вечера», «бодрый
серп», «на праздной
борозде».
Эпитетами могут быть различные части
речи, выполняющие в предложении
функции определений (отглагольные
прилагательные, причастия),
обстоятельств образа действия
(наречия, деепричастия), а также
существительные-приложения.
Эпитеты, в отличие от обычных
определений, всегда отражают
индивидуальность писателя. Найти
удачный, яркий эпитет для поэта или
прозаика — значит точно определить
свой неповторимый, уникальный взгляд
на предмет, явление, человека.
В народной поэзии,
чуждой личному авторству, широко
распространены постоянные
эпитеты: «дружинушка
хоробрая»,
«красна
девица», «синее
море», «шелковое
стремечко», «дорога прямоезжая»,
«конь добрый», «тучи
черные», «иоле чистое» и т.п.
Постоянные эпитеты указывают на
типичный, постоянный признак
предмета. Они часто не учитывают
ситуации, в которой этот признак
проявляется: ведь море не всегда
«синее», а конь не всегда «добрый».
Однако для певца или сказителя
смысловые противоречия не являются
помехой.
В
произведениях писателей, опирающихся
на традиции устного народного
творчества, обязательно используются
постоянные эпитеты. Немало их в
поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про
купца Калашникова» и Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо», в
стихотворениях Некрасова, Есенина.
Особенно последовательным в
использовании постоянных эпитетов
является Лермонтов, их можно
встретить едва ли не в каждой строке
его поэмы:
Над
Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской
белокаменной
Из-за дальних лесов,
из-за синих гор,
По тесовым кровелькам
играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается...
Все эпитеты в этом
тексте взяты Лермонтовым из
образного «словаря» народной поэзии. |