|
—
(или проблематика, то есть
совокупность проблем) (от древнегреч.
problema
— буквально: «нечто, брошенное
вперед»; в переносном смысле: нечто,
выделенное из других сторон жизни) —
одна из сторон содержания
литературных произведений. Как
правило, даже в пределах одной
темы, избранной писателем,
возможна постановка самых различных
проблем. Любое произведение является
много проблемным.
Проблематика произведения — это
отбор, выделение, усиление в
избранном материале (теме) таких
сторон, которые кажутся писателю
наиболее значимыми с социальной,
идейной, нравственной и
психологической точек зрения. В
проблематике в большей степени, чем
в тематике, отражается личность
писателя, его жизненный опыт и
мировоззрение.
Следует иметь в виду, что постановка
проблем в литературном произведении
отличается от постановки проблем в
научном трактате или
публицистическом произведении. В
научном или публицистическом
произведении проблемы должны быть
точно и ясно сформулированы и
рассмотрены с использованием всех
необходимых аргументов. В
художественном произведении проблемы
ставятся и раскрываются в образной
форме.
Поэтому не следует искать точных
логических формулировок и готовых
ответов на поставленные вопросы.
Писатели выделяют и усиливают в
явлениях, людях или событиях то, что
кажется им наиболее важным и
значительным. Это особенно ясно
видно в выборе персонажей, в
характеристике их взаимоотношений
(бытовых, социальных, идейных).
Даже если между произведениями
существует тематическое сходство, то
обязательно будут различия в
постановке проблем и
в их решении. Например, романы
И.С.Тургенева «Отцы и дети»,
Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание» тематически близки. Во
всех этих произведениях в центре
внимания писателей, главной их темой
является молодежь 60-х годов
XIX
в. Пожалуй, это была самая
злободневная тема в 1860-е годы,
когда и были созданы эти
произведения.
Однако круг проблем, волнующих
писателей в рамках избранной темы,
весьма различен. Каждый из них
по-своему трактует тему, выделяя в
ней разные стороны и заостряя в
избранном жизненном материале
наиболее важные проблемы.
И.С.Тургенев считал наиболее важным
идеологическое столкновение «отцов»
и «детей». Он подчеркнул в
традиционной проблеме исторического
спора двух поколений именно ее
мировоззренческий и социальный
смысл: Базаров представляет не
просто поколение «детей». Он
выразитель интересов новой
социальной группы —
разночинцев-демократов, поэтому с
консервативными и либеральными
«отцами» его разделяют не только
возраст, но и понимание общества,
мировоззрение, нравственные идеалы.
Даже внешний облик и круг занятий
Базарова отражают его
пренебрежительное отношение к
безнадежно устаревшим, по его
мнению, моделям мышления и
поведения.
Н.Г.Чернышевский в своем романе на
первый план выдвинул совершенно иную
проблему. Его интересовал вопрос,
что может сделать молодежь 60-х
годов в условиях, когда общество в
целом очень консервативно, враждебно
относится ко всему новому. При этом
писатель взял сферу, в которой
инерция старых представлений
особенно сильна, — семью, отношения
между мужчиной и женщиной. Ответ
Чернышевского на вопрос, вынесенный
в заглавие романа, таков: начать
коренную ломку общества следует с
семьи, с устаревшей семейно-бытовой
морали. Современную проблематику
писатель перевел в плоскость
практических отношений между «новыми
людьми», которые, по его мнению,
совершенно нормальные люди, «не выше
обыкновенного роста».
Ф.М.Достоевского интересовал
религиозно-философский смысл
нигилизма, распространившегося в
среде радикальной молодежи. Он
поставил вопрос о том, к чему может
привести утрата веры в Бога и
нравственной почвы. Писатель
убежден, что «бунт» без Бога
обречен: вседозволенность не просто
асоциальна и аморальна, но и ведет к
гибели личности.
При том, что некоторые
второстепенные проблемы,
поставленные писателями, могут быть
схожими или созвучными, центральные
проблемы этих произведений глубоко
различны. Более того, в романах
Тургенева, Чернышевского и
Достоевского ощутима и скрытая
полемика между писателями. Тургенев
— либерал и «идеалист», верный идеям
просвещения и гуманизма, и
Чернышевский — лидер революционной
демократии 1850-х — 1860-х гг. —
представляют два идеологических
полюса того времени. Достоевский —
«почвенник», глубоко религиозный
человек — в юности прошел через
увлечение социализмом, а после
каторги и ссылки стал одним из самых
ярых его противников.
Проблематика литературных
произведений зависит от ряда
факторов, среди которых на первом
месте особенности мировоззрения,
личности, жизненного опыта
писателей. Постановка проблем и их
решение определяются также
представлениями писателей о сущности
человека, о взаимоотношениях между
людьми, об общественном развитии.
Даже если писатели разрабатывают
«вечные темы», их подход к ним,
проблематика созданных ими
произведений в немалой степени
зависят от состояния общественной и
идейной жизни. Тема для писателя —
это всегда только лишь «поле», на
котором каждый художник собирает
свой «урожай» проблем. |